Разработана Концепция ТПП России по совершенствованию законодательства РФ на 2012-2016 годы. В этом документе определены приоритеты деятельности бизнеса в законотворческой сфере. В его основу положены программные решения VI Съезда ТПП РФ, а также предложения профильных комитетов федеральной палаты, территориальных ТПП, предпринимательских ассоциаций и союзов.
Главной особенностью Концепции до 2016 года является то, что она ориентирована на качественно иной период экономического развития страны - период устойчивого экономического роста, диверсификации экономики, опережающего развития инновационной сферы. В этом ее главное отличие от предыдущего документа, который готовился в период наступающего мирового финансового кризиса и ориентировался в основном на преодоление Россией его последствий. Концепция состоит из 21 раздела, в каждом из которых дается общая оценка ситуации в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности в том или ином сегменте экономики. Остановимся на ключевых вопросах, которые палата намерена решать в 2012-2016 годах вместе с депутатским корпусом. Первое. Планируем плотно заниматься вопросами совершенствования гражданского и корпоративного законодательства, продолжить сопровождение комплексных поправок в Гражданский кодекс РФ. В прошедшем 2011 году, кстати, нам уже удалось улучшить проект закона по некоторым позициям с учетом интересов бизнеса. Второе. В среднесрочной перспективе палата планирует активно участвовать в реализации Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года. Важно активнее внедрять в производственный процесс результаты интеллектуальной деятельности, создать условия и инструменты для финансовой поддержки инновационного сектора экономики. Третье. Будем и дальше стараться снимать избыточные административные барьеры для бизнеса, упрощать государственный контроль и др. Нужно упростить регистрационные процедуры для субъектов малого предпринимательства (законопроект по этой теме недавно внесен палатой в Думу), расширить перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться уведомительный порядок открытия бизнеса. Четвертое. В число приоритетов работы ТПП РФ входят также вопросы создания эффективной федеральной контрактной системы. Мы уже активно участвуем в такой работе в связке с минэкономразвития и намерены довести ее до конца в 2012-2013 годах. Очевидно, что вводить такую систему в действие нужно постепенно, а пока сосредоточиться на точечных поправках в 94-ФЗ о госзакупках. У нас уже есть целый ряд предложений на этот счет. Пятое. ТПП РФ уже сейчас приступила к подготовке новой редакции проекта закона о промышленной политике, который так и не был принят даже в первом чтении, хотя и внесен по инициативе палаты в Думу еще в 2008 году. Здесь мы рассчитываем на помощь профильного комитета ТПП РФ и других заинтересованных экспертов. Данный федеральный закон, безусловно, необходим. Тем более что в 35 субъектах РФ такие нормы уже действуют. Шестое. В Концепции подробно рассматриваются вопросы формирования законодательной базы для безопасности предпринимательской деятельности и противодействия коррупции. Продолжим работу по снятию административных ограничений предпринимательской деятельности, борьбе с противоправными поглощениями субъектов хозяйственной деятельности. Седьмое. В середине декабря 2011 года подписан протокол о вступлении России в ВТО. Нужно будет привести ряд российских законов в соответствие с правилами ВТО, а также постоянно информировать предпринимательское сообщество, адаптировать его к новым условиям ведения бизнеса. Нельзя также забывать и про интеграционные процессы Таможенного союза, включая таможенное законодательство. В Концепции предлагается активное внедрение на едином таможенном пространстве системы карнетов АТА. Восьмое. Палата планирует подготовить и реализовать предложения по совершенствованию международно-правовой базы, направленной на расширение компетенции Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП России в сфере инвестиционных отношений в рамках Евразийского экономического сообщества, СНГ. Будем совершенствовать законодательство о медиации в части закрепления правовых стимулов и гарантий, обеспечивающих более широкое использование посреднических процедур при рассмотрении предпринимательских споров. Также в 2012 году после подписания соглашения с минюстом ТПП будет проводить текущий мониторинг влияния законов на бизнес. Это, безусловно, не все направления нашей законотворческой работы. Жизнь не стоит на месте, и мы ждем от представителей бизнеса предложений по другим актуальным вопросам, требующим законодательного решения. Здесь стоит сказать, что предыдущая Концепция ТПП РФ по совершенствованию законодательства в 2007-2011 гг. успешно реализована. За это время ТПП РФ подготовила и направила в органы государственной власти 350 заключений на проекты федеральных законов, внесла в профильные комитеты Госдумы 70 пакетов поправок, разработала свыше 35 собственных инициатив. Причем динамика подготовки заключений на проекты законов постоянно нарастала: 60 заключений в 2007-м, 95 - в 2009-м, более 110 - в прошлом году. Все территориальные палаты и комитеты оперативно откликнулись на проработку новых законов о лицензировании, полиции, противодействии коррупции, таможенном регулировании, микрофинансовых организациях, торговле, медиации и др. При активном участии предпринимателей удалось реализовать ряд важных поправок для бизнеса: это и увеличение до 60 млн руб. предельной суммы годового дохода в целях применения упрощенной системы налогообложения, и освобождение плательщиков единого налога на вмененный доход от обязанности применять контрольно-кассовую технику. Во многом благодаря мониторингу и данным территориальных палат удалось скорректировать законы о снижении тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для отдельных категорий предпринимателей, реализовать ряд поправок в законы о государственных закупках, "о малой приватизации", о государственном контроле (надзоре) и др. |