Профсоюз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций

03.12.2024 г.
О Профсоюзе
Главная
Поиск
Устав Профсоюза
Вступить в Профсоюз
Новости Профсоюза
Памятные даты
Работа Профсоюза
Информационная справка
Исследования, аналитика
Правовая информация
Конвенция МОТ №98
ФЗ №10 о профсоюзах
Комментарии к ФЗ №10
Создаем профсоюз
Новости законодательства
Комментарии юриста
Правовая инспекция труда
В помощь оценщику
Документы Профсоюза
Договоры, соглашения
Приказы, постановления
Символика
Антикоррупционная экспертиза
Награждения
Центральный комитет
Исполнительный комитет
Общие документы
Социальное партнерство
Отраслевые соглашения
Отраслевая комиссия
Контакты
Контакты и координаты
Общественная приемная

страница: Главная arrow Комментарии юриста arrow Семинар№7. Оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами

Семинар№7. Оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами

Печать

Семинар№7. Оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами.

Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка (ст. 262 ТК РФ, ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»», постановление Минтруда России, ФСС России от 04.04.2000 № 26/34 «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами»» (вместе с разъяснением Минтруда России, ФСС России от 04.04.2000 № 3/02-18/05-2256); письма ФСС России от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, от 15.08.2011 № 14-03-11/08-8158, от 05.05.2010 № 02-02-01/08-2082; письмо Минфина России от 12.12.2007 № 03-04-05-01/407).

Условия предоставления гарантии следующие:

  • а) родитель осуществляет уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет. При наличии в семье более одного ребенка-инвалида количество предоставляемых в месяц дополнительных оплачиваемых выходных дней не увеличивается (п. 8 постановления Минтруда России, ФСС России от 04.04.2000 № 26/34). В случае документального подтверждения расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода (лишение свободы, служебные командировки свыше одного календарного месяца одного из родителей и т.п.) работающему родителю, воспитывающему ребенка-инвалида, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются без предъявления справки с места работы другого родителя. В таком же порядке четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются одиноким матерям. Если одним из работающих родителей дополнительные оплачиваемые выходные дни в календарном месяце использованы частично, другому работающему родителю в этом же календарном месяце предоставляются для ухода оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни.
    При каждом обращении с заявлением о предоставлении дополнительных выходных дней сотрудник также представляет справку с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично;
  • б) для подтверждения права на дополнительные выходные дни работник ежегодно представляет работодателю справку из органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении;
  • в) четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц не предоставляются работающему родителю в период его очередного ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, оформляемых по личному заявлению. При этом у другого работающего родителя сохраняется право на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня;
  • г) дополнительные оплачиваемые выходные дни, предоставленные, но не использованные в календарном месяце работающим родителем (опекуном, попечителем) в связи с его болезнью, предоставляются ему в этом же календарном месяце (при условии окончания временной нетрудоспособности в указанном календарном месяце и предъявления листка нетрудоспособности) (п. 9 постановления Минтруда России, ФСС России от 04.04.2000 № 26/34).
  • д) дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами вправе получать и сотрудник, работающий на условиях совместительства (ст. 287 ТК РФ; постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2011 по делу № А13-1168/2010).

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"» (ч. 17 ст. 37) определил, что с 1 января 2010 г. финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС России.

Следовательно, расходы на оплату таких дней не являются расходами работодателя, а предъявляются ФСС России, что предусмотрено и формой Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (4-ФСС), утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 № 216н.

Во избежание ошибок напомним, что оплата дополнительных выходных (несмотря на их финансирование Фондом) не является видом пособий по государственному социальному страхованию, поэтому средний заработок для оплаты рассчитывается с применением Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.

В соответствии с п. 4 данного Положения расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
При этом следует иметь в виду, что согласно п. 5 названного Положения при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, когда работник получал пособие по временной нетрудоспособности, работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства и др.

Средний дневной заработок для оплаты четырех дополнительных выходных дней исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, на количество фактически отработанных в этот период дней (п. 9 Положения, письмо ФСС России от 05.05.2010 № 02-02-01/08-2082).

ФСС России является источником финансирования выплаты для страхователя (т.е. работодателя), однако работник, имеющий ребенка-инвалида, получает оплачиваемые выходные дни от работодателя в рамках трудовых отношений.

Статья 7 Закона № 212-ФЗ определяет, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений. Пунктом 1 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Как следствие, начисленные суммы подлежат обложению социальными страховыми взносами в общеустановленном порядке, как справедливо указано в письмах ФСС России от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, от 15.08.2011 № 14-03-11/08-8158.

Действующим законодательством не предусмотрено финансовое обеспечение за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда, расходов страхователей на уплату страховых взносов, начисленных на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, таким образом, данные расходы осуществляются за счет средств страхователя и могут быть учтены в целях налогообложения прибыли.

Облагается ли оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами НДФЛ - спорный вопрос. Данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

На основании п. 8 постановления Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.

Пунктом 1 ст. 217 НК РФ определено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу п. 1 ст. 217 Н К РФ обложению НДФЛ не подлежит.

Такой позиции придерживается Президиум ВАС РФ, выразив ее в постановлении от 08.06.2010 № 1798/10 и определив, что содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

ФНС России признает этот порядок верным, о чем написала в письме от 12.08.2011 № СА-4-7/13193@ (п. 44), а вот Минфин России, хоть и упоминает постановление Президиума ВАС РФ в ряде своих писем, все же придерживается иного мнения.

По утверждению чиновников, оплата дополнительных выходных дней не относится к государственным пособиям, поскольку она не поименована в перечне государственных пособий, установленном ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Другие пункты ст. 217 НК РФ также не содержат среди освобождаемых доходов выплаты, производимые в виде дополнительных оплачиваемых четырех выходных дней в месяц одному из работающих родителей для ухода за ребенком-инвалидом. На этом основании делается вывод о том, что НДФЛ удерживать необходимо (см. письма Минфина России от 13.01.2012 № 03-04-06/8-4, от 24.11.2011 № 03-04-06/8-318, от 12.12.2007 № 03-04-05-01/407, от 13.04.2007 № 03-04-06-01/117, от 21.02.2007 № 03-04-06-01/47, от 12.12.2006 № 03-05-01-05/274, от 14.06.2006 № 03-05-01-04/159, от 31.07.2006 № 04-1-02/419®, от 13.06.2007 № 03-04-06-01/184, от 01.07.2011 № 03-04-08/8-101).

Следите за анонсом следующего интернет-семинара

Приложение. Сопоставление льгот по НДФЛ и социальным страховым взносам с выплат в пользу работников в 2012

 
« Пред.   След. »