Федеральная контрактная система (ФКС), которая радикально меняет систему госзакупок в стране, начнет работать еще до принятия закона о ФКС. В ближайшие дни появится документ, в котором распишут правила составления планов-графиков по размещению госзакупок на год вперед.
С нового года они будут публиковаться на сайте госзакупок, рассказал Председатель профсоюза В.В. Пискурев. Планы, по его словам, должны будут обнародовать 200 тысяч федеральных, региональных и муниципальных заказчиков. Согласно источникам Профсоюза, Минэкономразвития и Федеральное казначейство уже подготовили совместный приказ, в котором содержатся все детали составления годовых планов-графиков. А министерство уже собирает прогнозы закупок на трехлетнюю перспективу. Публикация планов-графиков - это постепенный переход к ФКС, говорит В.В. Пискурев. Сейчас на сайте госзакупок публикуется только информация о размещении заказа. Раскрытие данных о планах важно и для общества, и для бизнеса, оценивает он. Оценочные организации смогут заранее увидеть объемы и предметы закупок ведомств, это необходимо с точки зрения общественного контроля. Бизнесу это позволит лучше планировать свою деятельность с точки зрения предложения товаров и услуг по госзаказу, учитывая, что с нового года начинает действовать механизм «Отраслевого соглашения в оценочной деятельности в Российской Федерации». Возможно, появится и самостоятельное ведомство по госзакупкам. Предложения по этому поводу также подготовлены и направлены в правительство, сообщил В.В. Пискурев. Предполагается, что новая структура будет называться Росконтракт и подчиняться напрямую правительству. По словам В.В. Пискурева, обособленный орган необходим, чтобы практически поддерживать всю конструкцию ФКС как с точки зрения закона, подзаконных актов и методических рекомендаций, так и с точки зрения закупочных сервисов. Библиотеку типовых контрактов вести очень непросто, нужно вовремя давать обновления, проводить мониторинг рыночных цен, поясняет он. Но окончательное решение по созданию нового органа примет правительство, добавляет он. По мнению Профсоюза, отдельное ведомство по госзакупкам, действительно, нужно. Но обсуждению подлежит вопрос о распределении функций внутри новой структуры. Важно разделить функции мониторинга, где обычно собираются данные для "внутреннего" пользования, и аудита, отслеживающего реализацию госзакупок. Кроме того, сейчас создается Национальная ассоциация институтов закупок, рассказал В.В. Пискурев. В нее войдет широкий круг участников - гильдии, профессиональные сообщества, бизнес, который оказывает услуги не только для государства, но и корпораций. Сейчас корпорации тратят астрономические деньги на создание типовых контрактов, мониторинги цен, обучение специалистов. Общая инфраструктура обойдется дешевле. И создаст конкурентное преимущество для экономики в целом. Несмотря на то, что закон о ФКС пока не принят, его идеология, основные концептуальные идеи уже восприняты обществом, говорит В.В. Пискурев. Счетная палата и контрольно-надзорные органы регионов во время проверок требуют представлять обоснованность цен, предметов и объемов закупок, обращают внимание на планирование закупок и безусловное исполнение контрактов. Работать по-новому готовы и сами госзаказчики. Для того чтобы федеральная контрактная система (ФКС) заработала, необходимо принять огромное количество нормативных актов и методик. К таким выводам пришли участники конференции "Проект закона "О федеральной контрактной системе". Реформа госзакупок III", в которой приняли участие представители Профсоюза. Как отметила Ольга Анчишкина, директор департамента развития федеральной контрактной системы Минэкономразвития, новая версия ФКС содержит около 100 статей и более 300 норм. "Это настоящий кодекс по госзакупкам, - заявила глава департамента. - Для того чтобы закон заработал, необходимо принять много нормативных актов и методик. Нам предстоит большая работа, и минэкономразвития уже работает в этом направлении". По словам Ольги Анчишкиной, возможно, появится и самостоятельное ведомство по госзакупкам. Предложения по этому поводу также подготовлены. "Сейчас создается Национальная ассоциация институтов закупок, - заметила Анчишкина. - В нее войдет широкий круг участников, это профессиональные сообщества, бизнес, гильдии, банки, электронные площадки, учебные заведения и все желающие организации, которые осуществляют закупки". Обсуждая новую версию закона о ФКС, эксперты отмечали, что, по сути, закон лишь расширил количество закупок, остальное - это идеология новой системы закупок. "Расширилось количество закупок, все остальное - это нормы подзаконодательных актов, - заметила Ольга Аллилуева, советник руководителя ФСТ. - Причем многие нормы дают избыточное регулирование и не отвечают на поставленные вопросы. Например, часть 3 ст. 35 "Отклонение заявок с демпинговой ценой", что такое в порядке, установленном антимонопольным законодательством? У нас нет норм, которые бы устанавливали, что такое демпинг при госзакупках". По мнению Ольги Аллилуевой, некоторые нормы стали еще жестче, чем в 94-ФЗ, хотя закон изначально пытались сделать либеральнее. Профсоюз считает, что в ФКС надо использовать институт независимой экспертизы. Реализуется попытка создать все свое, но мне кажется, было бы правильно отдать некоторые вещи на аутсорсинг привлечь независимых оценщиков. Необходимо использовать институт независимой оценки. Профсоюз внес предложения в Правительство РФ о привлечении институтов независимой оценкипри определении начальной цены госконтрактов. ПРЕСС-СЛУЖБА ВСЕРОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА РАБОТНИКОВ ОЦЕНОЧНЫХ, АУДИТОРСКИХ, ЭКСПЕРТНЫХ И КОНСАЛТИНГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ |