С 1 января 2025 г. начинает функционировать Единый рынок услуг (в секторе услуг по оценке имущества) в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
В
соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 21 мая
2021 года «О внесении изменений в план либерализации по сектору услуг по оценке
имущества», с 1 января 2025 года начинается либерализация торговли услугами (в
секторе услуг по оценке имущества), которая обеспечивает лучший доступ на рынок
для оценщиков (оценочных компаний) из государств-членов ЕАЭС, путем снижения
торговых барьеров, барьеров законодательного регулирования по доступу на рынок,
упраздняет дискриминационные правила в отношении (оценщиков) и хозяйствующих
субъектов, предоставляющих услуги по оценке имущества из государств-членов ЕАЭС
на территории Российской Федерации.
Это
означает, что в соответствии с пунктом 38 приложения № 16 к Договору о ЕАЭС,
предоставление услуг (по оценке имущества) на территории Российской Федерации с
1 января 2025 года может осуществляться оценщиками или хозяйствующими
субъектами из государств-членов ЕАЭС: без регистрации организации или
индивидуального предпринимателя; без подтверждения профессиональной
квалификации их персонала (без подтверждения опыта работы, образования,
переподготовки и тому подобного) и без получения «дополнительного разрешения»
для осуществления оценочной деятельности на территориях государств-членов
ЕАЭС.
В
рамках Единого рынка услуг (в секторе услуг по оценке имущества) установлен
«принцип взаимного признания разрешительных документов». Такой «принцип
взаимного признания документов» выражается в том, что, когда заказчик услуг по
оценке имущества из государств-членов требует от поставщика услуг (по оценке
имущества) представления: членства в СРО, лицензии, сертификата,
квалификационного аттестата, страхования ответственности, свидетельства или
любого иного документа, удостоверяющего (подтверждающего) установленные законом
требования, такой заказчик услуг по оценке обязан принимать любой документ из
другого государства-члена ЕАЭС, который имеет эквивалентное значение (функцию)
и/или из которого следует, что соответствующее требование
выполнено.
В
пунктах 38-43 и иных нормах приложения № 16 к Договору о ЕАЭС, как уже
упоминалось выше, речь идет о признании любых разрешений на осуществление
оценочной деятельности на всей территории государств-членов ЕАЭС, выданных на
территории любого государства-члена.
Пунктами
49 и 50 Приложения № 16 к Договору о ЕАЭС установлены гарантии по обеспечению
неприменения в отношении получателя услуг дискриминационных требований или
особых условий в зависимости от его гражданства, места жительства либо места
учреждения хозяйствующего субъекта или деятельности оценщика или иного
специалиста.
В
свою очередь, пунктом 49 Приложения № 16 к Договору о ЕАЭС предусмотрена
обязанность каждого государства не устанавливать в отношении получателя услуг
требований или особых условий, ограничивающих право на получение, использование
или оплату услуги, оказываемой (оказанной) поставщиком услуг другого
государства-члена ЕАЭС.
Пунктом
49 Приложения № 16 к Договору о ЕАЭС установлены гарантии свободы выбора
услугодателя и неприменения мер, направленных на ограничение круга поставщиков
услуг.
Отсутствие
гарантий права лиц на получение информации о предлагаемой услуге нивелировало
любые обязательства в части торговли услугами. Поэтому, пунктом 51 Приложения №
16 к Договору о ЕАЭС установлено, что государства-члены ЕАЭС обязывают
поставщиков услуг (в секторе услуг по оценке имущества) предоставлять
получателям услуг необходимую информацию о предлагаемой услуге, ее цене,
качестве и иную информацию, необходимую для выбора поставщика услуги и вида
необходимой услуги.
Таким
образом, разделом № 15 Договора о ЕАЭС гарантированы права получателей услуг,
которые не были предусмотрены ни в СНГ, ни в иных интеграционных союзах,
образованных на постсоветском пространстве.
Отныне
получатели услуг любого из государств-членов ЕАЭС получают услугу на
территориях других государств-членов по тарифам и ценам, предусмотренным для
своих соответствующих категорий предпринимателей и граждан с одинаковым набором
прав и привилегий (включая скидки и т. п.).
Между
тем, пунктом 52 Приложения № 16 к Договору о ЕАЭС предусмотрено, что ничто в
нем не затрагивает право государства-члена принимать любые меры, необходимые
для реализации его социальной политики, включая вопросы трудового права,
пенсионного обеспечения и социальной поддержки работников.
Данная
конкретизация возможных ограничений сделана по соображениям исполнения гарантий
гражданам, установленных Конституциями государств-членов ЕАЭС. Подход к защите
прав получателей (потребителей) услуг позволяет предотвратить предъявление
дискриминационных требований к получателю услуг на основании его гражданства
или места жительства, поскольку ограничения свободы услуг касаются как
поставщиков, так и получателей.
В
ЕАЭС доступ получателя (потребителя) к услуге также не должен ограничиваться
путем применения критерия гражданства или места жительства получателя, в том
числе установление разных тарифов, цен и условий для предоставления
услуги.
Принцип
недискриминации в рамках внутреннего рынка подразумевает, что доступ получателя
услуги не может ограничиваться путем применения критерия гражданства или места
жительства получателя, что позволит расширить торговлю услугами внутри Союза и
увеличить их конкурентоспособность на внешних рынках.
В
этой связи пунктом 49 Приложения № 16 к Договору о ЕАЭС предусмотрено, что
каждое государство-член не устанавливает в отношении получателя услуг
требований или особых условий, ограничивающих право на получение, использование
или оплату услуги, оказываемой (оказанной) поставщиком услуг другого
государства-члена, включая выбор поставщика услуг или обязанность получения
разрешения компетентных органов.
На
основании пункта 8 Приложения № 17 Договора о ЕАЭС вопросы защиты прав
потребителей услуг (по оценке имущества) регулируются Протоколом о торговле
услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (Приложение № 16
к Договору), согласно которому потребителям (получателям) услуг (по оценке
имущества), равно как и услугополучателям по иным секторам, предоставляется
полноценный национальный режим, РНБ и иные защитные режимы.
Иными
словами, если в нарушение пунктов 21, 49 и 50 Приложения № 16 к Договору не
будут обеспечены равные условия как в отношении поставщиков услуг, являющихся
получателями услуг (например, условия об исполнении требования об использовании
инструментов, обеспечивающих ответственность поставщика услуг одного
государства-члена перед потребителями (получателями) услуг, являющимися лицами
другого государства-члена), либо будут применены любые дискриминации в
отношении потребителя финуслуг, такое действие или бездействие будет сочтено
барьером (препятствием), которое должно быть немедленно
устранено.
В
свою очередь, в целях ускорения интеграционных процессов на Евразийском
экономическом пространстве, в Российской Федерации с 1 октября 2024 г. вступил
в силу Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 318-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который
внес в Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц» соответствующие изменения,
позволяющие в приоритете заключать контракт с участниками торгов из ЕАЭС, в том
числе и в сфере закупки услуг по оценке имущества.
|