С нового года применяется обязательный досудебный порядок обжалования всех решений налоговых органов
С нового года применяется обязательный досудебный порядок обжалования всех решений налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц (за некоторыми исключениями). Это означает, что до обращения в суд организация сначала должна подать жалобу в вышестоящий налоговый орган. Новые правила вызывают немало вопросов. Один из самых распространенных: как подготовить возражения и апелляционную жалобу по итогам выездной налоговой проверки? Правильный ответ: избежать проверки, шутят в профсоюзе. Однако это удается лишь единицам.
Понять, что компания привлекла излишнее внимание налоговой инспекции, довольно просто. Эксперты профсоюза называют пять признаков, которые могут свидетельствовать о приближении выездной налоговой проверки. "Во-первых, запрос налоговой инспекции о движении средств по расчетному счету. Во-вторых, запрос, направленный контрагентам. Такие запросы налоговики используют для сбора информации, которая может свидетельствовать о нарушении предприятием норм налогового законодательства. Третье - требования контрагентам о встречных проверках. Четвертое - систематические требования расчетного банка компании предоставить информацию, подтверждающую правомерность входящих и исходящих платежей. Вероятно, эти запросы инициированы налоговой инспекцией, сомневающейся в легальности операций и соблюдении норм налогового законодательства. Пятое - вызов в налоговую инспекцию для дачи разъяснений о хозяйственной деятельности. Вызов на комиссию - это предпроверочное мероприятие, на основании которого может быть вынесено решение о проверке.
Кроме того, налоговые органы активно мониторят соблюдение валютного законодательства. Налоговики используют данные отчетов о движении средств по счетам в иностранных банках при планировании и проведении мероприятий налогового контроля. Об этом, в частности, говорится в совместном письме минфина и ФНС от 15.07.13 NАС-4-2/12583 "О повышении эффективности валютного и налогового контроля".
Эксперты профсоюза также рекомендуют бухгалтерам ознакомиться еще с двумя документами. В частности, письмом ФНС от 17 июля 2013 года NАС-4-2/12722 "О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы". В нем раскрываются все признаки, по которым налоговая инспекция проводит мониторинг компаний, и на основе этого мониторинга принимает решение о проверке. Также бизнесу стоит прочитать приказ ФНС от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333 "Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок". В нем указаны 12 критериев, которые позволяют налогоплательщикам самостоятельно проверить, попадают ли они в зону риска.
Председатель Профсоюза В.В.Пискурев предлагает обратить особое внимание на таблицы в приложении к приказу, где можно увидеть, что проверяют налоговики по каждому налогу и какие расхождения могут привлечь излишнее внимание.
Если превентивные меры не помогли, проверка все же состоялась и по ее результатам у компании возникли возражения, подготовить жалобу поможет интернет-сервис "Решения по жалобам" на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Здесь есть примеры составления возражений и апелляционных жалоб.
По итогам выездной налоговой проверки организации важно определиться, какие пункты акта, какие выводы и решения налогового органа вы будете оспаривать. Для этого необходимо оценить, какие аргументы в защиту вашей позиции у вас есть и насколько они убедительны, - советуют эксперты профсоюза. - При подготовке возражений по акту необходимо помнить, что, как правило, подача возражений влечет за собой проведение дополнительных мероприятий налогового контроля. Решение по результатам проверки будет вынесено с учетом данных, полученных в результате дополнительной проверки.
Если у компании есть документы, подтверждающие ее правоту, но они не были предоставлены в ходе проверки, то на каждом этапе обжалования необходимо указывать причину, по которой их не предоставили ранее. "Формальные нарушения порядка проведения выездной проверки или оформления самого акта проверки не влияют на вынесение решения. В подобных ситуациях имеет смысл подготовить свои замечания на случай обжалования решения по результатам проверки", - говорит В.В.Пискурев.
- Своими возражениями по формальным нарушениям вы даете возможность контролирующим органам исправить наиболее существенные ошибки при рассмотрении материалов налоговой проверки".
Согласно п. 6 ст. 100 Налогового кодекса (НК РФ) возражения подаются в письменном виде в произвольной форме. Эксперты рекомендуют составлять возражения с учетом обычаев деловой переписки. Необходимо указать, кому адресован документ, реквизиты организации (наименование, ИНН, КПП, адрес местонахождения). В названии документа ("Возражения") необходимо указать, по какому документу они составлены (номер и дата акта проверки).
В преамбуле документа нужно указать основную информацию по проверке: состав проверяющих, по каким налогам, за какой период, в какие сроки проводилась проверка. Затем необходимо написать, с какими выводами, указанными в акте, компания не согласна (можно привести текст положений акта проверки), с указанием суммы, против взыскания которой возражает. Формулировка возражений должна быть краткой, с ссылками на законодательную базу (Налоговый кодекс, федеральные законы). "Можно указать судебную практику, подтверждающую вашу правоту, можно ссылаться на письма Минфина, ФНС, - добавляет юрист профсоюза. - Не стоит давать толкование норм законов самостоятельно, если речь идет о спорных ситуациях. Самым убедительным аргументом в вашу пользу остается наличие подтверждающих документов (первичные бухгалтерские документы, регистры учета, приказы, распоряжения и т.д.). Документы (и/или их копии) вы вправе приложить к возражениям". В заключительной части документа необходимо сформулировать предложения (требования), как то: "просим вынести решение об отказе в привлечении к ответственности" или "просим отклонить предложение о доначислении".
Составлять документ самостоятельно или привлекать специалистов - это решение организации. Оно зависит от сложности рассматриваемого случая и уровня квалификации специалистов компании. Конечно, квалифицированный налоговый консультант или аудитор быстрее и эффективнее сможет найти те выводы налоговых органов, которые можно было бы оспорить. Однако только специалист организации знает точно, сможет ли компания собрать достаточную доказательную базу, найти, запросить или оформить должным образом необходимые документы.
ПРЕССЛУЖБА ПРОФСОЮЗА
|