Разъяснение профсоюза. Оценочная деятельность в связи началом работы Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
С 1 января 2015 года
вступил в свои полномочия Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – международная
организация региональной экономической интеграции, обладающая международной
правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе,
подписанным главами государств Беларуси, Казахстана и России в Астане 29 мая
2014 года, позже к Договору о Евразийском экономическом союзе присоединились на
правах полноправных членов Республика Армения и Киргизская Республика.
Договор о ЕАЭС –
международный договор между Республикой Армения, Республикой Беларусь,
Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией,
подписанный главами государств, которым учреждается Евразийский экономический
союз, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг,
капиталов и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или
единой политики в отраслях экономики, определенных данным Договором и
международными договорами в рамках Союза.
Договор о ЕАЭС содержит
положения, предусматривающие сокращения изъятий и иных ограничений, в том числе
барьеров, взаимного доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынок
государств – членов. В основе Договора о ЕАЭС лежит договорно-правовая база
Таможенного союза и Единого экономического пространства, нормы которой были
актуализированы и приведены в соответствие с правилами ВТО.
В государствах являющихся
членами Союза законодательство, связанное с регулированием деятельности
связанной с определением стоимостей (оценочной деятельностью) регулируется
по-разному, но во всех государствах членов Союза такая деятельность относится к
сфере услуг.
В соответствии с
конституциями государств-участников Евразийского экономического союза,
международными договорами, заключёнными в рамках Евразийского экономического
союза, а также национальными законами, приоритет нормативного регулирования в
сфере оказания услуг, в том числе и при предоставлении услуг по определению
стоимости или осуществлении оценочной деятельности принадлежит международным
договорам, заключённым участниками Союза и ратифицированных ими.
Завершившийся окончательно
процесс ратификации Договора о ЕАЭС с формальной точки зрения означает, что
государства участники ЕАЭС получили возможность непосредственного использования
норм Договора при регулировании услуг, в том числе и при регулировании услуг
связанных с осуществлением оценочной деятельности, либо деятельностью по
определению стоимостей.
В соответствии со статьей
15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются
правила международного договора. В статье 5 (п. 3) Федерального Закона
Российской Федерации «О международных договорах Российской Федерации»
прописано: положения официально опубликованных международных договоров
Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для
применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления
иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются
соответствующие правовые акты. Поскольку в тексте Договора не содержится
указание о необходимости издания внутригосударственных актов для применения
данного Договора, а также, принимая во внимание, что согласие Российской
Федерации на обязательность для нее Договора выражено посредством его
ратификации в форме федерального закона, можно заключить: данный Договор
является составной частью правовой системы Российской Федерации, применяется
непосредственно и в приоритетном порядке, имеет силу закона.
В Российской Федерации
деятельность, связанная с предоставлением услуг в сфере оценочной деятельности
регулируется Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и другими
законодательными актами.
В соответствии с нормами
закона N 135-ФЗ, на юридическое лицо, оказывающее услуги в сфере оценочной
деятельности возлагаются обязанности обязательного страхования профессиональной
ответственности и обязательного наличия в штате такого юридического лица
не менее двух работников (оценщиков), состоящих в обязательном порядке в одной
из саморегулируемых организаций оценщиков.
На физическое лицо при
предоставлении услуг в сфере оценочной деятельности возлагается обязанность
членства в одной из саморегулируемых организаций оценщиков, обязательного
страхования ответственности, уплаты членских взносов в СРО, обязательной уплаты
взносов в компенсационный фонд.
При участие юридического
лица в государственных (муниципальных) закупках, связанных с необходимостью
предоставления (получения) услуг в сфере оценочной деятельности, юридическое
лицо обязано соответствовать нормам Федерального закона от 29.07.1998 N
135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В сфере государственных
(муниципальных) закупок Договором о ЕАЭС предусмотрено, что каждое из
государств – членов обеспечивает товарам, работам и услугам, происходящим с
территорий других государств – членов, а также потенциальным поставщикам и
поставщикам других государств – членов, предлагающим такие товары, работы и
услуги, национальный режим в сфере закупок.
Установление критериев
оценки, а также порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе,
влекущих за собой необъективное и (или) не администрируемое определение
поставщика, а также не соответствующее национальному законодательству
государства – члена о закупках, не допускается.
В соответствии с нормами
Договора о ЕАЭС любое юридическое (физическое) лицо из государств участников
ЕАЭС может предоставлять услуги в сфере оценки на территории
Российской Федерации без каких-либо ограничений.
С момента начала
функционирования Евразийского экономического союза граждане стран Союза вправе
работать в любом государстве – члене Союза без получения разрешения на
осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. При этом
Договор прямо устанавливает, что государства – члены Союза не устанавливают и
не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты
национального рынка труда. Кроме того, трудящимся предоставлена возможность
работы не только по трудовому, но и гражданско-правовому договору, что
значительно расширяет сферы деятельности в сфере предоставления услуг и их
возможного трудоустройства.
Договором о ЕАЭС
установлена норма о том, что работодатель признает документы об образовании
трудящихся без проведения каких-либо установленных процедур признания.
Договор о Евразийском
экономическом союзе устанавливает правовые основы «единого рынка услуг»,
основными составляющими которого являются:
а) освобождение поставщика
услуг от повторного учреждения в форме юридического лица с возможностью
поставки услуг на основании разрешения на поставку услуг, выданного на
территории государства – члена, где зарегистрирована организация –
услугодатель;
б) признание
профессиональной квалификации персонала поставщика услуг.
В ЕАЭС впервые закреплены
права получателей (потребителей) услуг, что подразумевает собой получение услуг
на недискриминационной основе в зависимости от гражданства либо места
жительства, места деятельности или учреждения. Предусмотрен запрет на
установление государствами – членами в отношении получателя услуг требований
или особых условий, ограничивающих право на получение, использование или оплату
услуги, оказываемой поставщиком услуг другого государства – члена, включая
выбор поставщика услуг или обязанность получения разрешения компетентных
органов, в том числе и в деятельности затрагивающей услуги в сфере оценки.
Учитывая наилучшую
международную практику, положениями Договора о ЕАЭС закреплены следующие 4
способа торговли услугами, в том числе в сфере торговли услугами
затрагивающую оценочную деятельность:
– услуга по оценке может осуществляться с территории одного государства –
члена на территорию любого другого государства – члена;
– услуга по оценке может осуществляться на территории одного государства –
члена лицом этого государства – члена получателю услуг другого государства –
члена;
– услуга по оценке может осуществляться поставщиком услуг одного государства
– члена путем учреждения на территории другого государства – члена;
– услуга по оценке может осуществляться поставщиком услуг одного государства
– члена путем присутствия физических лиц этого государства – члена на
территории другого государства – члена.
При этом Договор о ЕАЭС
предоставляет возможность оказания услуги персоналом поставщика услуг одного
государства – члена получателям услуг, находящимся на территории другого
государства – члена.
Договором впервые
предусмотрена обязанность государств-членов организовывать эффективное
административное сотрудничество компетентных органов государств-членов, что
также необходимо для того, чтобы лица одного государства – члена, имеющие
соответствующее разрешение компетентного органа этого государства – члена,
беспрепятственно осуществляли торговлю услугами на территории другого
государства – члена.
Одним из основных принципов
регулирования в Евразийском экономическом союзе отношений в сфере
государственных (муниципальных) закупок является предоставление государствам –
членам Союза национального режима в сфере закупок, а не только обеспечение
доступа потенциальных поставщиков и поставщиков государств – членов к участию в
закупках.
Такой режим
предусматривает, что для целей закупок, в том числе и затрагивающим сферу
оценочной деятельности каждое государство – член Союза обеспечивает работам и
услугам, происходящим с территорий государств – членов Союза, потенциальным
поставщикам и поставщикам государств – членов Союза, предлагающим такие работы
и услуги, режим не менее благоприятный, чем предоставляемый собственным
работам, услугам и собственным потенциальным поставщикам и поставщикам таких
работ и услуг.
Исключение составляют закупки, сведения о которых являются государственной
тайной (государственными секретами), а также закупки, осуществляемые
национальными (центральными) банками, так как сфера действия Договора на такие
закупки не распространяется.
Договором предусмотрен ряд
запретов и требований, направленных на обеспечение равного доступа
потенциальных поставщиков и поставщиков государств – членов Союза к закупкам –
например, запрет на установление условий договора (контракта) о закупке,
которые влекут за собой ограничение количества потенциальных поставщиков и
поставщиков в случаях, не предусмотренных таким законодательством, требование
об обеспечении информационной открытости и прозрачности закупок и наличии
уполномоченных регулирующих и (или) контролирующих органов власти в сфере
закупок, к функциям которых в том числе должно относиться рассмотрение жалоб в
сфере закупок.
Вследствие чего,
обязанность по членству в СРО или наличия страховки не может быть использовано
в качестве обязательного условия при участии в государственных (муниципальных)
закупках.
Работодатели, в том числе
сферы оценочной деятельности и заказчики работ (услуг) государства – члена
Союза вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся
государств – членов без учета ограничений по защите национального рынка труда.
При этом трудящимся (оценщикам) не требуется получение разрешения на
осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
В государствах – членах
Союза не устанавливаются и не применяются ограничения, введенные национальным
законодательством для защиты национального рынка труда, за исключением
ограничений, установленных Договором о ЕАЭС и законодательством, нацеленным на
обеспечение национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики,
имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении
осуществляемой трудящимися государств – членов трудовой деятельности, рода
занятий и территории пребывания.
В целях осуществления
трудящимися государств – членов Союза трудовой деятельности в государстве
трудоустройства признаются документы об образовании, выданные образовательными
организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования)
государств – членов, без проведения установленных законодательством государства
трудоустройства процедур признания документов об образовании. Вследствие чего,
документы об образовании находящиеся в сфере оценочной деятельности обязаны
приниматься без ограничений на территории Российской Федерации.
Документы об ученых
степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами государств –
членов, признаются в соответствии с законодательством государства
трудоустройства.
Работодатели и заказчики
работ (услуг) вправе запросить нотариальный перевод документов об образовании
на язык государства трудоустройства, а также в случае необходимости в целях
верификации документов об образовании трудящихся государств – членов Союза
направлять запросы, в том числе путем обращения к информационным базам данных,
в образовательные организации (учреждения образования, организации в сфере
образования), выдавшие документ об образовании, и получать соответствующие
ответы.
В соответствии с нормами
Договора о ЕАЭС гражданин одного государства – члена ЕАЭС имеет право без
ограничений на занятие профессиональной деятельностью в другом государстве –
члене ЕАЭС в соответствии с полученной специальностью и квалификацией.
Социальное обеспечение
граждан государств – членов ЕАЭС при осуществлении ими трудовой деятельности на
территории Союза осуществляется на тех же условиях, что и граждан государства
трудоустройства.
Периоды уплаты страховых
взносов гражданами государств – членов ЕАЭС при осуществлении трудовой
деятельности на территориях государств-членов в систему социального страхования
государств-членов засчитываются в общий стаж для целей социального
обеспечения.
ВЫВОДЫ:
Учитывая изложенное, исходя
из норм Договора о ЕАЭС ратифицированного Российской Федерацией, предоставление
услуг в сфере оценочной деятельности может осуществляться на территории
Российской Федерации любым юридическим (физическим) лицом из стран участников
ЕАЭС без каких-либо ограничений.
Юридические и физические
лица из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан,
Киргизской Республики при предоставлении ими услуг связанных с оценочной
деятельностью на территории Российской Федерации, не должны в обязательном
порядке состоять в СРО, не должны в обязательном порядке оплачивать
компенсационный взнос, уплачивать какие-либо финансовые взносы в СРО, нести
финансовые затраты связанные с оплатой страхования ответственности. В свою
очередь юридические и физические лица, зарегистрированные в Российской
Федерации обязаны нести дополнительную финансовую нагрузку и брать на себя
обязательства в соответствии с нормами закона об оценочной деятельности, что
ставит граждан и юридических лиц из Российской Федерации в неравные
дискриминационные условия и способствуют возникновению необоснованных расходов
физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности.
В связи с окончательной
ратификацией Российской Федерацией Договора о ЕАЭС, действующий Федеральный
закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в
Российской Федерации" вносит для граждан и юридических лиц из Российской
Федерации, избыточные обязанности, запреты и ограничения, способствует
возникновению дополнительных финансовых расходов в сфере предпринимательской и
иной экономической деятельностью связанной с оценочной деятельностью.
Основываясь на том, что
Договор о ЕАЭС является составной частью правовой системы Российской Федерации,
и должен применяться непосредственно в приоритетном порядке, исходя из того
факта, что Договор имеет силу федерального закона, представляется
целесообразным в кратчайшие сроки внести в национальное законодательство
Российской Федерации, регулирующую оценочную деятельность изменения,
направленные на приведение законодательной базы России в соответствие с нормами
Договора о ЕАЭС.
|