Систему российских государственных закупок в 2012 году ждут серьезные перемены, причем не все так однозначно.
Во-первых, изменения ожидают в новом году государственные корпорации, естественные монополии и компании с государственным участием. Если ранее все они были практически полностью свободны в выборе правил проведения своих закупок, то в новом году в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ) такие заказчики будут обязаны не только размещать на собственных сайтах правила своей закупочной деятельности ("Положение о закупке"), но и планы закупок не менее чем на год, а также извещения о проводимых закупках и документацию таких закупочных процедур. А уже с 1 июля 2012 г. эти сведения будут централизованно размещаться на сайте www.zakupki.gov.ru. В 2013-2014 гг. такие требования распространятся и на остальные компании, контролируемые государством, а также муниципальные унитарные предприятия и автономные учреждения. Налицо настоящий информационный прорыв. Впрочем, не все столь позитивно. В отличие от госзакупок 223-ФЗ единых правил проведения закупочных процедур не устанавливает и не вводит практически никаких новых возможностей для защиты прав поставщиков. Кроме того, отсутствует единая для всех заказчиков методическая база, к примеру, типовая форма правил закупок заказчика - "Положения о закупке". Поэтому заказчики, которые теперь будут закупать "по 223-ФЗ", вынуждены тратить десятки и сотни тысяч рублей на разработку или переработку своих закупочных документов. В результате из-за отсутствия единых правил одинаковые по названию закупочные процедуры (например, открытый аукцион) разными заказчиками будут проводиться со значительными отличиями. Тем самым заметно снижается позитивный эффект от публичной доступности информации. В итоге поставщикам надо внимательно изучать "Положения о закупке" интересующих их заказчиков во избежание неприятных сюрпризов. Госзакупки также ждут радикальные новации. Новому составу Государственной Думы достался в наследство принципиальнейший вопрос отмены обязательных электронных аукционов при подрядных закупках. Согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (94-ФЗ) сегодня практически все виды строительных и ремонтных работ закупаются через аукционы. В конце уходящего года казалось, что победу одержали сторонники конкурсов, считающие, что при ремонте и строительстве неправильно выбирать поставщика только по цене его предложения, без учета опыта и квалификации, да еще и на условиях обязательной неизменности условий договора за все время работы. Однако вышедший на "финальную прямую" законопроект неожиданно (уже на последнем, третьем чтении) был отправлен на стартовую точку: депутаты решили вернуть его к первому чтению и тем самым оставить окончательное решение за своими преемниками. С 1 января вступили в силу требования 94-ФЗ об обязательном размещении заказчиками план-графиков закупок. Такие изменения в части размещения информации о госзакупках несколько повысят нагрузку на специалистов заказчиков, однако, учитывая, что внутреннее планирование закупок сегодня и так ведется большинством заказчиков, эти перемены в их деятельности будут незначительными. В то же время у поставщиков появится возможность прогнозировать свое участие в закупках, более эффективно распределять ресурсы и заблаговременно подготавливаться к сложным проектам. Кроме того, такие планы позволяют до размещения заказа выявить необоснованные закупки и еще до их объявления пресечь приобретение скандальных "золотых" ершиков для унитазов. Впрочем, все эти изменения меркнут на фоне подготовленного к вынесению на рассмотрение Госдумы законопроекта о федеральной контрактной системе (ФКС), которая, по замыслам его разработчиков, должна радикально изменить правила госзакупок и прийти на смену 94-ФЗ. Необходимость перехода к ФКС диктуется мировым опытом: подобные системы доказали свою эффективность и лежат в основе закупок большинства развитых стран. Однако наряду с однозначно поддерживаемой всеми экспертами идеей регулирования всего процесса государственного снабжения (от планирования до подведения итогов исполнения контрактов, а не только выбора поставщиков) многие моменты законопроекта представляются спорными. Детище министерства экономического развития в отличие от 94-ФЗ должно дать заказчикам большую свободу выбора закупочных процедур, число которых заметно шире применяемых сегодня госзаказчиками, а правила проведения - существенно менее жесткие. Гибче должны стать возможности по изменению заключенных договоров, меняются и многие иные подходы и принципы. К примеру, возможность использования квалификационного отбора положительно повлияет на надежность исполнения договоров. В то же время открываются новые горизонты и для коррупционеров. Даже на фоне усиливающейся персональной ответственности, введения типовых правил и документов и т. п. подобный подход не может не смущать борцов за свободу конкуренции во главе с Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Оппоненты минэкономразвития полагают, что отказываться от 94-ФЗ не следует, а федеральную контрактную систему следует создавать не вместо действующего закона о госзакупках, а на его основе. Исходя из многолетнего опыта проверок и рассмотрения жалоб ФАС считает преждевременным отход от жестких процедур и правил в госзакупках. Пока большую поддержку правительства получила позиция, отстаиваемая минэкономразвития, однако главные баталии по этому вопросу еще впереди. ПРЕСС-СЛУЖБА ВСЕРОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА РАБОТНИКОВ ОЦЕНОЧНЫХ, АУДИТОРСКИХ, ЭКСПЕРТНЫХ И КОНСАЛТИНГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ |