Эксперты Профсоюза информируют, что Минфин письмом от 3 августа 2010 г. N 03-07-11/33 дал разъяснения по вопросу включения НДС в выкупную цену при определении рыночной стоимости.
Тем не менее, Опора России посчитала разъяснения Минфина недостаточными. Президент Опоры России Сергей Борисов обратился к Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Антону Иванову с просьбой дать разъяснения по ряду вопросов об указании НДС в отчетах оценщиков по операциям с недвижимостью в рамках 159-ФЗ. Глава организации МСП сообщил о многочисленных, поступающих в ОПОРУ, обращениях предпринимателей по поводу реализации статьи 161 Налогового кодекса РФ при оформлении договоров выкупа гос- и муниципального имущества в рамках Федерального закона от 22 июля 2008 г. №159-ФЗ «Об особенностях порядка отчуждения недвижимого имущества...». Разъяснения Минфина России (письмо от 19 октября 2009 г. №03-07-15/147) и ФНС России (письмо от 12.05.2010 г. №ШС-37-3/1426@) были направлены на решение проблемы с применением нормы 224-ФЗ от 26 ноября 2008 г. Напомним, речь идет о ситуации, когда субъекты РФ и муниципалитеты после процедуры определения рыночной стоимости имущества добавляют в текст договора купли-продажи пункт об обязанности покупателей заплатить в бюджет 18% дополнительно к рыночной стоимости имущества в виде НДС. В то же время эти письма не содержали разъяснений или указаний о том, что рыночная стоимость регионального или муниципального имущества в отчете оценщика о рыночной стоимости имущества должна быть указана с учетом НДС. «Между тем, оценщики в отчетах о рыночной стоимости государственного и муниципального имущества итоговую величину указывают в свободной форме: «рыночная стоимость без НДС», «рыночная стоимость с учетом НДС» или «рыночная стоимость». Как следствие, участники процесса приватизации в рамках Закона №159-ФЗ часто не могут согласовать итоговый размер платы за имущество, а муниципалитеты и субъекты РФ стараются получить в свой бюджет рыночную стоимость в полном объеме без потери 18%. По данной проблеме формируется судебная практика», - говорится в письме Сергея Борисова. В связи с этим, по мнению заместителя Председателя Правительственной комиссии по развитию МСП, в целях единообразия толкования этой нормы НК необходимы специальные разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ. В первую очередь, по данным ОПОРЫ РОССИИ, актуальны вопросы: Как в отчете о рыночной стоимости государственного и муниципального имущества, изготовленного для целей приватизации в рамках Закона №159-ФЗ, должна быть отражена информация об НДС? Как применять информацию о рыночной стоимости государственного и муниципального имущества в отчетах о рыночной стоимости, изготовленных для целей приватизации в рамках Закона №159-ФЗ, где НДС указан в разных вариантах: «рыночная стоимость без НДС», «рыночная стоимость с учетом НДС» или «рыночная стоимость» и др., для целей определения порядка уплаты рыночной стоимости государственного и муниципального имущества и НДС от рыночной стоимости государственного и муниципального имущества?
«Учитывая, что по указанным проблемам нет устоявшейся судебной практики, данные разъяснения в значительной степени помогут малому бизнесу, исполнительным органам и оценочным организациям в понимании и применении указанных положений законодательства», - считает президент ОПОРЫ РОССИИ. Комментируя инициативу ОПОРЫ РОССИИ, эксперты Профсоюза в сфере реализации 159-ФЗ сообщают, что теперь к проблеме фактического игнорирования разъяснений Минфина и ФНС России на местах добавилась проблема НДС в отчетах оценщиков. «Под благовидным предлогом наполнения местного бюджета власти увеличивают цену выкупа, добавляя НДС дополнительно к рыночной цене. Руководство ОПОРЫ очень надеется, что ВАС поставит точку в этом вопросе», - отмечают эксперты Профсоюза. Эксперты Профсоюза также напоминают о существенном факте: при разрешении споров с местными властями арендаторам приходится вести споры в суде в свободное от основной работы время. При этом, как правило, в отношении предпринимателя задействуется весь административный ресурс, неограниченный по времени и расходам. При этом юристы администраций прекрасно понимают об отсутствии своей ответственности за затягивание судебного процесса. ПРЕСС-СЛУЖБА ВСЕРОССИЙСКОГО ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ АУДИТОРСКИХ, ОЦЕНОЧНЫХ, ЭКСПЕРТНЫХ И КОНСАЛТИНГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Приложение По мнению Минфина России в выкупную цену, равную рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, НДС уже включен
Вопрос: О порядке определения налоговой базы по НДС в отношении муниципального имущества, реализуемого в рамках приватизации.
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 3 августа 2010 г. N 03-07-11/33 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 15.02.2010 по вопросу определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в отношении муниципального имущества, реализуемого в рамках приватизации, и сообщает следующее. В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) указанного имущества с учетом налога на добавленную стоимость.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» начальная цена приватизируемого государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, на основании отчета об оценке государственного или муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Положениями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что при совершении сделок купли-продажи используется рыночная стоимость объекта оценки, которая отражается в отчете об оценке объекта оценки. При этом для целей оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
На основании п. 6 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, разумность действия сторон сделки в указанном случае означает, что цена сделки - наибольшая из достижимых по разумным соображениям цен для продавца и наименьшая из достижимых по разумным соображениям цен для покупателя.
Учитывая изложенное, при определении налоговой базы по муниципальному имуществу, реализуемому по выкупной цене, равной рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, следует исходить из того, что в эту стоимость включен налог на добавленную стоимость.
Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА |