Заседание Президиума ЦК Профсоюза 10 мая 2012г. было посвящено обсуждению реформирования системы госзакупок. Первого июля сайт госзакупок ждет очередная проверка на прочность. Свою информацию там начнут публиковать крупные госкомпании и естественные монополии. Эксперты Профсоюза считают, что ресурс такой нагрузки может не выдержать, тем более что даже после модернизации он работает с перебоями.
Сайт для размещения информации о заказах для государственных и муниципальных нужд появился в 2006 году. В январе прошлого года его модернизировали, потратив на апгрейд больше 350 миллионов рублей. Но претензий к работе сайта меньше не стало. Пользователи, как и раньше, жалуются на постоянные технические сбои. Первые десять дней мая не стали исключением. "Сегодня, впервые со дня работы по 94-ФЗ, нарушили сроки размещения протокола рассмотрения по конкурсу, - написал на одном из специализированных форумов посетитель Олег. - Весь рабочий день на ООС (общероссийский официальный сайт) был недоступен "Личный кабинет". Проблемы возникали и с разделом "Поиск", о чем была масса сообщений в "Твиттере". "Учитывая, что сейчас май и все очень торопятся разместить заказы до конца первого полугодия, чтобы успеть получить финансирование, перебои в работе портала наносят урон в первую очередь самим госведомствам", - отметил Председатель Профсоюза В.В. Пискурев. Он напомнил, что с переходом на Федеральную контрактную систему (ФКС) нагрузка на сайт возрастет. "Для ФКС планируют разработать более глобальную систему. Но улучшит ли это ситуацию - большой вопрос. На создание, поддержку и модернизацию существующего портала уже потратили больше миллиарда рублей, десятками закупали дополнительные серверы, а он по-прежнему работает с перебоями". С переходом на ФКС бренд zakupki.gov.ru сохранится. Но саму информационную систему действительно планируют модернизировать: она будет содержать больший объем данных - информацию о планах закупок, результаты аудита контрактов. Она также будет увязана с системой электронного бюджета. В какую сумму это может обойтись бюджету, никто пока сказать не может. Впрочем, переход на ФКС - дело будущего. Дополнительная нагрузка, которая ляжет на сайт, начиная с первого июля, когда свои планы закупок начнут публиковать крупные госкомпании и естественные монополии, - гораздо более реальная проблема. Эксперты Профсоюза еще в конце прошлого года предупреждали: если на едином сайте вовремя не создадут нужную инфраструктуру, это обернется серьезными трудностями для всех участников процесса. По некоторым данным, федеральное казначейство - оператор сайта - для улучшения работы ресурса запросило еще около полумиллиарда рублей. Из сообщений на главной странице ресурса следует, что 21 апреля официальную версию сайта обновили, а 5 мая вернули старую. Проект закона о Федеральной контрактной системе (ФКС) получил одобрение правительства. Ожидается, что в ближайшее время он будет внесен в Госдуму. Но введение в действие новых правил может растянуться на несколько лет, считают эксперты Профсоюза, которые высказали свое мнение на заседании Президиума ЦК 10 мая 2012г. Такую обеспокоенность эксперты Профсоюза высказали на основании таблицы разногласий к проекту закона о ФКС. Дело в том, что действующий 94-ФЗ затрагивает около 100 нормативно-правовых актов, пояснил Председатель Профсоюза В.В. Пискурев. И потому при принятии нового закона может возникнуть правовой вакуум. "Акты, по идее, надо принимать вместе с новым законом", - считает В.В. Пискурев. Если же этого не сделать, то неизбежны многочисленные проблемы в правоприменительной практике, связанные с введением нового закона, что потребует в дальнейшем многочисленных поправок в законопроект о ФКС, предупреждают участники заседания Президиума ЦК. Новые правила регулирования приведут к потере наработанной с 2006 года судебной практике, потребуют полного переобучения более 1,5 миллиона работающих в сфере госзаказа специалистов. Нужен будет еще ряд нормативно-правовых актов, которые позволят нормально работать, считает директор Института управления закупками и продажами ГУ ВШЭ Ирина Кузнецова. "Например, определяющие тип закупок - покупка лекарств отличается от покупки продуктов питания. Этими актами должны заниматься профильные ведомства", - пояснила она. Есть проблемы с бюджетированием госзакупок. Между ведомствами по этому вопросу могут возникнуть споры. "По мнению минфина, бюджет должен предварять госзакупки, но в то же время нужно увязывать закон о бюджете и закон о госзакупках", - объясняет эксперт. По ее мнению, бюджет должен оперативно изменяться под потребности, а не наоборот. Между тем новый законопроект уже сейчас позволяет осуществлять госзакупки на совершенно новом качественном уровне, уверена Кузнецова. "В нем появилась новая возможность для заказчика: выбирать способ закупки, правильно обосновывать ее объем, цену. Не обделены и участники торгов: законопроект к ним весьма лоялен и дает возможность проявить себя добросовестному поставщику", - говорит она. Как заявил В.В. Пискурев в своем выступлении, большинство межведомственных разногласий сняты. Споры по этому поводу велись между Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой почти два года. Но ведомствам удалось прийти к согласию по принципиальным моментам. По итогам работы с ФАС минэкономразвития внесло в законопроект такие поправки, как уточнение параметров отсечения участников, снизивших цену больше, чем на 25 процентов от начальной, а также определение "срочной" закупки - чтобы участники не пользовались этой мерой как возможностью проводить упрощенную процедуру запроса предложений. С помощью ФАС были уточнены требования к предоставляемым документам участников конкурса и процедура одностороннего расторжения контракта. Ранее глава ФАС Игорь Артемьев предположил, что перед вторым чтением законопроект будет серьезно доработан. С первым чтением, как заявил на днях замглавы Минэкономразвития Михаил Осеевский, ожидания более конкретизированы. Его "было бы целесообразно пройти в рамках нынешней сессии", - выразил надежду замминистра. ПРЕСС-СЛУЖБА ВСЕРОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА РАБОТНИКОВ ОЦЕНОЧНЫХ, АУДИТОРСКИХ, ЭКСПЕРТНЫХ И КОНСАЛТИНГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ |