В Общественной палате Российской Федерации состоялись общественные слушания по вопросам создания Национальной системы оценки компетенций и квалификаций персонала и проблемам перехода от ЕКС к профессиональным стандартам.
В работе приняли участие
члены Общественной палаты России, представители Министерства труда и социальной
защиты России, представители экспертного сообщества, саморегулируемых
организаций в различных сферах экономики, представители общероссийских профсоюзов,
общероссийских объединений работодателей, научного сообщества, средств массовой
информации.
Впервые на обсуждения
экспертов Общественной палаты России были представлены Российские
профессиональные стандарты специалистов в оценочной деятельности Российской
Федерации.
Участники общественных
слушаний постатейно рассмотрели проект представленных профстандартов,
единогласно поддержали и одобрили представленный профстандарт в сфере оценочной
деятельности.
Участники общественных
слушаний обсудили вопросы развития национальной системы квалификаций РФ, в
частности, План разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы;
механизм формирования системы независимой оценки и сертификации квалификаций
на основе профессиональных стандартов; роль федеральных и региональных органов
исполнительной власти, общероссийских и региональных объединений работодателей
и общероссийских профсоюзов в разработке, применении профессиональных
стандартов и развитии профстандартизации.
В своем выступлении
член Общественной палаты РФ Галочкин Д.Е. отметил, что реализация Указа
Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики” предусматривает план разработки
профессиональных стандартов на 2012-2015 годы, который уже утвержден
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. №2204-р и успешно реализуется.
В соответствии с подготовленным
Правительством РФ докладом Президенту РФ одним из первоочередных
Профессиональных стандартов определен стандарт – специалистов в оценочной
деятельности РФ. В соответствии с заявкой ему присвоен № 10.
Участникам общественных
слушаний представлены специализации в области оценки, по которым будет
проводиться добровольная сертификация:
- специализация оценщик транспортных
средств;
- специализация оценщик
движимого имущества;
- специализация оценщик
недвижимого имущества;
- специализация оценщик
предприятия (бизнеса);
- специализация оценщик
интеллектуальной собственности;
- специализация кадастровый
оценщик;
- специализация оценщик
культурных ценностей.
На примере оценочной
деятельности участники обсудили механизмы формирования системы независимой
оценки и сертификации квалификаций на основе профессиональных стандартов.
Участники слушаний
отметили, что в соответствии со статьей № 45 Трудового кодекса РФ, система
квалификационной сертификации оценщиков еще год назад была заложена в основе
правового акта федерального уровня Отраслевого соглашения, которое действует на
территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7.7 Отраслевого соглашения в оценочной
деятельности в Российской Федерации на 2012-2014 годы, зарегистрированного
Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) 26 декабря 2011 года, №
187/12-14 стороны социального партнерства приступили к формированию - Федеральной,
отраслевой аттестационно-квалификационной комиссии в оценочной деятельности в
Российской Федерации.
Участники отметили, что сертификация должна быть строго
добровольной, ни какой «обязаловки» быть не должно.
Соответствующие региональные (территориальные) отделения
аттестационно-квалификационной комиссии будут сформированы в субъектах
Российской Федерации в ближайшее время.
В состав комиссии в первую очередь войдут потребители оценочных
услуг, представители исполнительной и законодательной власти, представители
профессионального сообщества, научных кругов, представители сторон социального
партнерства и саморегулируемых организаций, представленных в соответствующем
регионе.
Федеральная, отраслевая аттестационно-квалификационная комиссия в
оценочной деятельности в Российской Федерации и Федеральная апелляционная
комиссия, планируют располагаться в городе Москве.
В регионах планируется формирование следующих региональных
(территориальных) отделений:
- Центральное региональное территориальное отделение комиссии г.Москва;
- Северо-западное региональное территориальное отделение комиссии г.Санкт-Петербург;
- Нижне-донское региональное территориальное отделение комиссии г.Ростов-на-Дону;
- Средне-Кавказкое региональное территориальное отделение комиссии
г.Ставрополь;
- Волжско-Окское региональное территориальное отделение комиссии г.Нижний
Новгород;
- Печерское региональное территориальное отделение комиссии г.Сыктывкар;
- Северо-Кавказкое региональное территориальное отделение комиссии
г.Краснодар;
- Нижне-Волжское региональное территориальное отделение комиссии г.Волгоград;
- Западно-Уральское региональное территориальное отделение
комиссии г.Пермь;
- Приуральское региональное территориальное отделение комиссии г.Уфа;
- Приволжское региональное территориальное отделение комиссии г.Казань;
- Средне-Волжское региональное территориальное отделение комиссии г.Саратов;
- Средне-Поволжское региональное территориальное отделение
комиссии г.Самара;
- Уральское региональное территориальное отделение комиссии г.Челябинск;
- Северо-Уральское региональное территориальное отделение комиссии
г.Тюмень;
- Западно-Сибирское региональное территориальное отделение
комиссии г.Новосибирск;
- Южно-Сибирское региональное территориальное отделение комиссии г.Кемерово;
- Забайкальское региональное территориальное отделение комиссии г.Чита;
- Енисейское региональное территориальное отделение комиссии г.Красноярск;
- Прибайкальское региональное территориальное отделение комиссии г.Иркутск;
- Дальневосточное региональное территориальное отделение комиссии г.Владивосток;
- Северо-Восточное региональное территориальное отделение комиссии
г.Магадан;
- Ленское региональное территориальное отделение комиссии г.Якутск;
- Камчатское региональное территориальное отделение комиссии г.Петропавловск
– Камчатский.
В соответствии с регламентом в каждом региональном
(территориальном) отделении будет создана и сформирована апелляционная
комиссия.
Квалификационные экзамены будут проходить в экзаменационных
аттестационно-квалификационных группах.
Экзамены будут принимать экзаменаторы, каждый по своей
специализации (транспорт, недвижимость, интеллектуальная собственность,
культурные ценности, бизнес, движимое имущество, кадастровая оценка).
Все экзаменаторы предварительно пройдут отдельный квалификационный
отбор на подтверждение своего квалификационного уровня.
В течение ближайшего времени комиссия приступит к своей работе.
Участники
отметили, что Президент
Российской Федерации подписал Федеральный закон «О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд» № 44 от 05 апреля 2013 года.
Федеральный закон, за
исключением отдельных его положений, вступает в силу с 1 января 2014 года. С
этой же даты утрачивает силу Федеральный закон ФЗ-94 «О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд».
Федеральный закон
устанавливает одним из критериев отбора оценщика (поставщика) – квалификацию
персонала (статьи 21;32 ФЗ № 44).
Ранее в законе
регулирующим госзакупки ФЗ-94 был только один критерий – цена.
Теперь заказчик в
соответствии со статьей 32, ФЗ № 44 должен в обязательном порядке использовать
не менее двух критериев отбора кандидата (квалификация персонала и цена
контракта).
Вследствие чего
специализация и квалификационная сертификация персонала на основании Российских
и Международных профессиональных стандартов станет очень востребованной во всех
отраслях экономики.
Участники слушаний
рекомендовали сторонам социального партнерства при проведении квалификационных
экзаменов и сертификации учитывать в качестве критерия ранее выданные
международные сертификаты и сертификаты саморегулируемых организаций, если
такие имеются у кандидатов.
Участники слушаний были
проинформированы, что в результате международного конкурса проводимого ЕОЭС
(Цюрих) по отбору и наделения полномочиями регионального национального центра Евразийской
сертификации, победителем российского этапа признана совместная заявка
Всероссийского профсоюза и Общероссийского объединения работодателей.
Российские органы
федерального, отраслевого уровня социального партнерства в сфере оценки
(Профсоюз и Объединение работодателей) в результате конкурсного отбора стали
уполномоченным, региональным, национальным центром по проведению добровольной
сертификации специалистов по определению стоимостей на соответствие Евразийским
профессиональным стандартам ЕОЭС.
Это означает, что
российский специалист в сфере оценки одновременно может пройти сертификацию и
подтвердить свою квалификацию на соответствие Российскому и Международному
(Евразийскому) профессиональному стандарту, не выезжая из Российской
Федерации.
Участники слушаний обсудили:
• роль федеральных и
региональных органов исполнительной власти, общероссийских и региональных
объединений работодателей и профессиональных союзов в разработке, применении
профессиональных стандартов и развитии системы сертификации квалификаций;
• международные,
отраслевые и региональные практики в области развития национальной системы
квалификаций на примере Евразийских профессиональных стандартов ЕОЭС.
Пресс-служба
Всероссийского профессионального союза
работников аудиторских, оценочных,
экспертных консалтинговых организаций.