Профсоюз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций

03.12.2024 г.
О Профсоюзе
Главная
Поиск
Устав Профсоюза
Вступить в Профсоюз
Новости Профсоюза
Памятные даты
Работа Профсоюза
Информационная справка
Исследования, аналитика
Правовая информация
Конвенция МОТ №98
ФЗ №10 о профсоюзах
Комментарии к ФЗ №10
Создаем профсоюз
Новости законодательства
Комментарии юриста
Правовая инспекция труда
В помощь оценщику
Документы Профсоюза
Договоры, соглашения
Приказы, постановления
Символика
Антикоррупционная экспертиза
Награждения
Центральный комитет
Исполнительный комитет
Общие документы
Социальное партнерство
Отраслевые соглашения
Отраслевая комиссия
Контакты
Контакты и координаты
Общественная приемная

страница: Главная arrow Новости Профсоюза arrow Заседание президиума Правительства РФ

Заседание президиума Правительства РФ

Печать

Пресс-служба Профсоюза сообщает:

Председатель Правительства России В.В.Путин 19 июля 2010 года провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации. На заседании Президиума Правительства Российской Федерации рассмотрен следующий вопрос: «Об установлении обоснованной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности».

Справка Профсоюза:

Законодательством Российской Федерации установлено, что формами платы за использование земли являются земельный налог (местный налог) и арендная плата. При этом за налоговую базу принимается кадастровая стоимость земельного участка, которая в ряде случаев также служит основанием для определения размера арендной платы.

Таким образом, величина платы за землю в значительной степени определяется кадастровой стоимостью, размеры которой, как показали результаты проведенных мероприятий по актуализации государственной кадастровой оценки земель, по отдельным категориям земель и видам их разрешенного использования в ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за последнее время выросли в десятки, а то и в сотни раз.

Вместе с тем при установлении ставок земельного налога органы муниципальных образований, в основном, исходят из потребностей местного бюджета без учета фактической способности налогоплательщиков по уплате налога. При этом они устанавливают максимально возможные налоговые ставки, которые в случае пересмотра кадастровой стоимости не всегда корректируются в сторону уменьшения, что приводит к значительному увеличению налогового бремени.

При определении размера арендной платы применяются разнообразные подходы к ее расчету, в частности, в субъектах Российской Федерации используются различные поправочные коэффициенты, которые зачастую уже учтены при расчете кадастровой стоимости. Результатом этого является не только существенная дифференциация арендных платежей в разрезе разных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, но и значительное увеличение их размеров, а также затрат арендаторов на их администрирование. Прежде всего, это связано с тем, что действующим законодательством органы власти на региональном и местном уровне наделены полномочиями самостоятельно определять порядок расчета арендной платы. При этом общие требования к порядку определения ее размера законодательно не установлены.

В то же время следует отметить, что не все земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, используются эффективно, следствием чего является недопоступление денежных средств в бюджеты разных уровней.

С учетом этого требуется принятие мер, направленных как на совершенствование государственной кадастровой оценки земель, так и оптимизацию существующих подходов к определению платы за использование земель и стимулирование вовлечения их в хозяйственный оборот.

Результатом реализации указанных мер должно стать установление обоснованной платы за использование земель, доступность земельных ресурсов, увеличение в связи с этим доходов бюджетов соответствующих уровней, а также повышение эффективности использования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Реализация предлагаемых мер будет способствовать решению задач по формированию благоприятной среды для предпринимательской деятельности, обеспечению доступности жилья и развитию отраслей реального сектора экономики, в том числе стимулированию развития малого и среднего предпринимательства.

Из стенограммы заседания Президиума Правительства Российской Федерации 19 июля 2010:

В.В. Путин:

Следующий наш вопрос касается порядка установления платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, говоря проще, речь идёт о размерах арендных платежей и земельного налога.

Напомню, что сегодня в России в земельном обороте находится около 1 млрд 700 млн гектаров. И вот что интересно: из них более 92% принадлежит государству и муниципалитетам, 7% - гражданам и менее 1% - юридическим лицам. При этом 7% государственных и муниципальных земель сдаётся в аренду - это примерно 113 млн гектаров.

Очевидно, грамотное управление земельными платежами - это серьёзный источник пополнения бюджетов разных уровней. И к такому ресурсу надо подходить рачительно и ответственно, не допускать его разбазаривания.

Вместе с тем нельзя руководствоваться лишь простой логикой: любой ценой собрать с плательщика как можно больше денег. Считаю, что в долгосрочном плане гораздо бóльший результат и эффект принесёт использование системы земельных платежей в качестве эффективного инструмента поддержки малого и среднего бизнеса, для вовлечения земель в хозяйственный оборот, для стимулирования индивидуального жилищного строительства. То есть размер платежей за землю должен быть разумным и адекватным экономической ситуации и не чересчур обременительным ни для граждан, ни для бизнеса. Именно такую сбалансированную систему, обеспечивающую как пополнение бюджетов, так и интересы пользователей земельными участками, мы должны создать.

На сегодняшний день что у нас происходит в этой сфере? Прежде всего отсутствуют порядок и чёткая методика при определении стоимости земли в субъектах Российской Федерации, а это база, с которой в большинстве случаев рассчитывается и арендная плата, и налог на землю. В результате в регионах порой принимаются произвольные, ничем не обоснованные решения по увеличению стоимости участков в 3, а то и в 5 раз. В отдельных случаях - сложно в это поверить - есть ситуации, когда стоимость земли на близких участках отличается в сотни раз.

Поэтому необходимо продолжить инвентаризацию всех законодательных и ведомственных актов, по которым проводится кадастровая оценка земли, выработать понятные и объективные методики и принципы. Кроме того, федеральные органы власти должны обеспечить постоянный мониторинг ситуации на местах. Такие же внятные механизмы должны появиться и при расчёте арендных ставок.

Сейчас стоимость аренды порой различается в разы не только в одном субъекте, но и в рамках одного района или даже одного муниципалитета.

За сопоставимые участки одни арендаторы почему-то платят по льготным ценам, а с других, как в народе говорят, три шкуры дерут. Считаю, что здесь есть чем заняться и Министерству экономического развития, и Федеральной антимонопольной службе. Должны жёстко пресекаться любые факты необоснованного завышения цен за пользование земельными участками - государственными или муниципальными.

Теперь что касается земельного налога. Можно понять желание местных властей установить, где это возможно, максимальные ставки земельного налога, потому что эти поступления идут в муниципальный бюджет. Но такие решения оборачиваются подчас ростом налогового бремени на бизнес, тормозят перспективные инвестиционные проекты. Тем самым местные бюджеты, зарабатывая сегодня рубль, завтра теряют десятки, а может быть, и сотни тысяч рублей, лишаются потенциальных налоговых поступлений.

Поэтому прошу наших коллег более гибко относиться к установлению земельного налога, использовать пониженные ставки для поддержания социально значимых проектов, инициатив в сфере малого и среднего предпринимательства, инновационных производств. А в перспективе мы обязаны учесть все эти нюансы при переходе от земельного налога к налогу на недвижимость.

ПРЕСС-СЛУЖБА
ВСЕРОССИЙСКОГО ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
АУДИТОРСКИХ, ОЦЕНОЧНЫХ, ЭКСПЕРТНЫХ
И КОНСАЛТИНГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 
« Пред.   След. »