Профсоюз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций

03.12.2024 г.
О Профсоюзе
Главная
Поиск
Устав Профсоюза
Вступить в Профсоюз
Новости Профсоюза
Памятные даты
Работа Профсоюза
Информационная справка
Исследования, аналитика
Правовая информация
Конвенция МОТ №98
ФЗ №10 о профсоюзах
Комментарии к ФЗ №10
Создаем профсоюз
Новости законодательства
Комментарии юриста
Правовая инспекция труда
В помощь оценщику
Документы Профсоюза
Договоры, соглашения
Приказы, постановления
Символика
Антикоррупционная экспертиза
Награждения
Центральный комитет
Исполнительный комитет
Общие документы
Социальное партнерство
Отраслевые соглашения
Отраслевая комиссия
Контакты
Контакты и координаты
Общественная приемная

страница: Главная arrow Новости законодательства arrow Изменения о порядке госзакупок

Изменения о порядке госзакупок

Печать

Сегодня, 23 марта 2011 года в Исполкоме Профсоюза состоялся круглый стол, посвященный обсуждению вопросов, связанных с законодательством госзакупок. То, что нынешний закон о государственных и муниципальных закупках (94-ФЗ) несовершенен, признает большинство оценщиков и аудиторов.

Соотношение процедур размещения заказаПрофсоюз обращался к Президенту РФ, проводил ряд встреч в Администрации Президента РФ по вопросу изменений законодательства, связанных с размещением госзаказов по оценке и аудиту.

Профсоюз следит за развитием событий, связанных с изменением законодательства по 94-ФЗ, связанным с госзакупками.

На необходимость серьезных изменений обратил внимание и Президент в своем Послании. Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службе было поручено подумать, как улучшить процесс государственных закупок в стране. Весьма близкие до недавних пор позиции минэкономразвития и ФАС по совершенствованию законодательства о госзакупках разошлись. В эти дни ведомства представили на суд общественности диаметрально противоположные концепции законопроектов о регулировании госзаказа.

ФАС предлагает развивать идеи, заложенные в 94-ФЗ, максимально перевести госзакупки на электронные аукционы, выбирая победителя исключительно по цене, не допускать установления каких-либо ограничений по участию в госзакупках поставщиков, в том числе квалификационных. Минэкономразвития считает, что решать задачу надо комплексно и рассматривать этап выбора поставщика лишь как одно из звеньев замкнутой цепочки размещения заказа, в которую также входит прогнозирование, планирование, бюджетирование, исполнение и мониторинг контрактов, оценка эффективности проведенных закупок. Одним из камней преткновения является предлагаемое расширение процедур выбора поставщика, возвращение предквалификации и ограничение сферы применения электронных аукционов.

Арбитром, по мнению Профсоюза, может стать премьер. Сегодня оба документа находятся в правительстве и планируются к рассмотрению на Президиуме 24 марта.

"Предсказать, чья концепция в итоге будет поддержана правительством и представлена президенту, сложно, - высказался Председатель Профсоюза В.В. Пискурев. - С одной стороны, Минэкономразвития по закону отвечает за систему госзакупок, с другой - в последние годы практически все значимые изменения в 94-ФЗ фактически разрабатывались и продвигались ФАС".

Минэкономразвития считает, что 94-ФЗ необходимо упразднить и ввести закон о Федеральной контрактной системе (ФКС), который установит новый закупочный цикл. Начинаться он будет с этапов прогнозирования и планирования поставок, затем размещение самого заказа и заключение контракта и в завершение этапы администрирования исполнения, приемки и оценки эффективности контрактных результатов в целях планирования будущих поставок, при мониторинге и контроле всей системы.

Кроме того, ведомство предлагает расширить способы закупок и вернуть запрещенную предквалификацию.
Как отмечают в министерстве, существующее законодательство не обеспечивает единства подходов к регулированию всего цикла государственных закупок. В законе крайне ограничены варианты допустимых способов размещения заказа, а значение цены как критерия оценки конкурсных предложений в ряде случаев преувеличено.
Существующие ныне процедуры, по мнению ведомства, позволяют участвовать в размещении заказа и побеждать поставщикам с низкой квалификацией, не обладающим возможностями для исполнения государственного или муниципального контракта. Кроме того, предусмотренные законодательством механизмы обеспечения качества в основном направлены на применение санкций к поставщику по факту невыполненного контракта. "В этих случаях в результате недобросовестных действий поставщиков заказчики несут двойной ущерб: не выполнен заказ по закупке товаров, работ и услуг необходимого качества, бюджетные средства не освоены и возвращены в бюджет. Указанные недостатки правового регулирования приводят к сбоям в основной деятельности организации заказчика, а именно к распространению случаев поставки товаров, выполнения работ ненадлежащего качества", - заявляют в Минэкономразвития.

Как вывод: "одним из результатов применения 94-ФЗ стало кардинальное увеличение государственного заказа, размещаемого на внеконкурсной основе, что свидетельствует об исчерпании антикоррупционного потенциала текущего нормативного правого регулирования в области государственных закупок".

ФАС уверена, что инициативы Минэкономразвития создают поле для коррупции, необходимо редактировать сам 94-ФЗ, устраняя возможности злоупотреблений со стороны как заказчиков, так и поставщиков.

ФАС предлагает существенно пересмотреть подходы к порядку проведения конкурсов, в том числе минимизировать влияние на выбор победителя конкурса субъективного мнения членов конкурсных комиссий при рассмотрении вопроса о качестве предлагаемой продукции и квалификации участников конкурса, а также заменить конкурентный, но коррупционный запрос котировок на более эффективный и сокращенный по времени электронный аукцион. Также ФАС предлагает ввести обязанность заказчиков обосновывать установленный уровень начальной цены контракта с указанием ее источников, централизовать установление требований к стандартной закупаемой продукции, в том числе и с учетом инновационной составляющей, ввести ограничение возможности заказчиков закупать продукцию премиум-класса. Помимо прочего законопроектом предусматривается необходимость введения короткой административной процедуры расторжения заключенных контрактов и необходимость ввода государственной пошлины для обеспечения возможности участникам подавать жалобы в электронной форме.

Эксперты Профсоюза на круглом столе высказались, что есть плюсы в том, что мнения ведомств разошлись. "Это не может не радовать, ведь сферы ответственности ведомств разные, - говорит В.В. Пискурев. - ФАС призвана бороться за открытость и конкуренцию, а минэкономразвития должно ратовать за эффективное расходование бюджетных средств и решение иных экономических задач. К сожалению, избыточная открытость нередко вступает в противоречие с эффективностью. За прошедшие годы немало контрактов, в которых поставщик был выбран исключительно по цене, было сорвано. И даже в ситуациях, когда виновного удалось "наказать рублем", итог не весел - сорваны сроки выполнения многих важных задач".

За расширение процедур выбора поставщика и ограничение сферы применения электронных аукционов, говорит и мировой опыт, признающий достоинства аукционов, но указывающий на необходимость при сложных и нестандартных закупках использовать конкурсные и переговорные процедуры, в том числе многоэтапные.
При этом В.В. Пискурев отметил, что кое в чем концепция ФАС перекликается с концепцией Федеральной контрактной системы, предложенной Минэкономразвития. "Антимонопольная служба согласна, что в ходе реформ надо уделять внимание корректности подготовки спецификаций и контракта, определению стартовой цены".
Профсоюз считает, что необходимо сохранить положительные результаты, достигнутые в ходе реформирования системы размещения заказов, в том числе сформированную единую для всей страны законодательную основу, а также осуществить значительное дополнение и совершенствование иных норм, регламентирующих данную сферу.
"В настоящее время, учитывая тот факт, что закон 94-ФЗ действует уже шестой год, а безграмотность заказчика все еще имеет место, а также то, что при регламентации только одного этапа - размещения заказа - заказчик тратит безумные силы и средства на организацию данного процесса, при жесткой регламентации этапов закупочных циклов "массовый" заказчик просто не сможет нормально работать", - отмечают эксперты Профсоюза.

Однако, если законодательно установить обязанность заказчиков осуществлять планирование закупок, предусмотрев планирование в три периода - долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное, то это позволит большинству предпринимателей заранее подготовиться к размещению заказов и обеспечит заказчику большее количество участников при проведении торгов.

В отношении повышения качества исполнения контрактов по оценке и аудиту, правильнее всего установить законодательные требования к их обеспечению, в том числе разработать и утвердить типовые формы банковских гарантий и поручительств, а также обязать заказчиков выставлять требования по финансовому обеспечению на все контракты. При этом должны быть установлены сроки действия финансового обеспечения и процедура его предоставления. Что касается повышения публичности и качества исполнения контрактов, лучше всего внести изменения в законодательство в части обязательного размещения в реестре контрактов всей информации о стадиях исполнения контрактов, в т.ч. сопровождающие контракт документы, а также сами заключенные контракты.
В ближайшее время рынок госзакупок в области оценки и аудита претерпит существенные изменения.

ПРЕСС-СЛУЖБА
ВСЕРОССИЙСКОГО ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
АУДИТОРСКИХ, ОЦЕНОЧНЫХ, ЭКСПЕРТНЫХ
И КОНСАЛТИНГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 
« Пред.   След. »