Профсоюз предлагает обсудить проект Федерального закона «О Федеральной контрактной системе».
Федеральная контрактная система, которой Минэкономразвития хочет заменить нынешнюю структуру госзакупок, в полном объеме заработает через 3-5 лет после начала внедрения, считает Президиум Профсоюза. "Тем не менее, на наш взгляд, если закон о контрактной системе будет принят, первые позитивные сдвиги могут начаться, не дожидаясь трехлетнего периода". Текст документа 01.09.2011 был размещен на сайте Минэкономразвития для публичного обсуждения. Эльвира Набиуллина обещала, что оно продлится как минимум месяц. Каждые десять дней будет составляться и публиковаться отчет: какие предложения по законопроекту поступили и как они могут быть учтены в итоговом документе. Профсоюз ждет от сообщества конкретных предложений в проект Федерального закона, который можно выслать в адрес Профсоюза. Квинтэссенция законопроекта - регулирование не только заключения самих контрактов, а всего цикла госзакупок: от прогнозирования государственных и муниципальных нужд до аудита и контроля за исполнением заказов. Как сообщалось ранее, министерство также предлагает расширить способы размещения контракта, разрешив заказчикам проводить не только аукционы, но и конкурсы, и даже переговоры. Что особенно важно для тех предприятий, которым надо закупить небольшие партии товаров "для бытовых нужд", например, холодильник или всего один кондиционер на замену сломанному. Аукционы, не секрет, порой затягиваются на месяцы. В министерстве планируют, что некоторые нормы закона о Федеральной контрактной системе (ФКС) будут внедряться постепенно. И по мере того, как она будет развиваться, на деле заработает механизм ответственности государственных заказчиков. Сейчас же, говорит министр, практика заключения государственных контрактов в рамках действующего закона о госзакупках (ФЗ-94) привела к тому, что "около 56 процентов контрактов заключается практически на безальтернативной основе". Вывод простой - "такую систему надо менять", считает Профсоюз. Профсоюз напоминает, что сейчас обсуждаются и поправки в ФЗ-94, которые разработала Федеральная антимонопольная служба. И между ведомствами пока согласия нет. Минэкономразвития предлагает по мере внедрения федеральной контрактной системы отменить существующий закон о госзакупках. В ФАС эту идею не поддерживают, аргументируя тем, что сложившуюся систему ломать опасно. Ведь уже сейчас она дает возможность государству экономить около 200 миллиардов рублей в год. Теперь, надо понимать, судьбу этих законопроектов должно решить общественное мнение. Кстати, Минэкономразвития в своей системе делает ставку именно на общественный контроль. Для этого будут созданы общественные советы, состоящие более чем наполовину из представителей общественных организаций с определенными правами. Советы будут иметь право не только запрашивать документы по конкурсам, направлять рекомендации, но и смогут посылать своих представителей в конкурсные комиссии, что называется, для контроля "на местах". Это нововведение Профсоюз полностью поддерживает. Отдельно стоят и вопросы поддержки малого бизнеса. Формирующаяся федеральная контрактная система предоставит малым предпринимателям гораздо больше возможностей, чем ФЗ-94, который, крайне плохо решал эту задачу. По мнению Профсоюза, надо предоставить возможность не менее 10 или около 20 процентов контрактов сделать доступными для выполнения субъектами малого предпринимательства. Государство должно дать право заказчику устанавливать и условие "второй руки", то есть обременять выигравшего контракт часть его передавать малым предпринимателям. Нынешний закон, который потеряет свою силу после вступления в действие федеральной контрактной системы, по мнению министерства, имеет целый ряд проблем в реализации. Как перечислила Эльвира Набиуллина, к их числу относились "постоянно растущее количество несостоявшихся конкурсов, а значит, незаключенных договоров, и крайняя забюрократизированность системы размещения заказа". Существовали недоработки в сфере закупок товаров и услуг для органов власти. По мнению Председателя Профсоюза В.В. Пискурева, при существующих законодательных нормах "мы совершенно не защищены от демпинга и фирм-однодневок. Сейчас мы не можем расторгать контракт, даже когда видим, что он не исполняется и поставщик недобросовестный". Итак, чем же ФКС лучше ФЗ-94? Кроме увеличения возможностей для контроля выполнения госзаказов со стороны общественности и большей доступности для малого бизнеса, вводится пронизывающее методическое обеспечение на всех циклах. Виды типовых контрактов, методики определения конкурентных цен, порядки начальных цен групп товаров. Также установят процедуры возможного изменения и расторжения контракта в одностороннем порядке как со стороны исполнителя, так и со стороны заказчика. Конечно, подобный подход требует профессионализации, Минэкономразвития предлагает рассмотреть в законе возможность и в ряде случаев обязательность специальных контрактных служб. За ближайшие 3-5 лет необходимо воспитать определенную категорию чиновников, специализацией которых будет именно работа с госзаказами. У каждого заказа должен быть свой "контрактный офицер". Персональная ответственность за выполнение госконтракта вообще становится одним из краеугольных камней законопроекта "О федеральной контрактной системе". Как подчеркнула министр экономического развития Эльвира Набиуллина, общественность будет точно знать, какой конкретно чиновник (с указанием персональных контактных координат) отвечает за каждый из публикуемых госконтрактов. Предусмотрены и меры ответственности за нарушения - она, как сообщила министр, "может быть как административной, допустим, увольнение, так и уголовной". "Основной процедурой, - как подчеркнула министр, - должен стать открытый конкурс, который позволяет комплексно оценить все предложения поставщиков. Это полностью соответствует международной практике". Введен в законопроекте и антидемпинговый механизм. Если предложение ниже заявленной цены на 25 процентов, то участник должен обосновать это. Причем заказчик имеет право отказать, если не получит нужной информации или обоснование его не удовлетворит. А такой вид торгов, как электронный аукцион, при падении цены ниже 25 процентов вообще останавливается. Участники пресс-конференции отметили, что первоначально в момент обсуждения законопроекта с экспертными группами те требовали установить "планку отсечения" вообще в 10-15 процентов и после этого уже включать антидемпинговые процедуры. "Но мы решили двигаться все-таки поэтапно", - резюмировал замминистра Алексей Лихачев. Что касается конкретных разногласий с ФАС, они, судя по словам Набиуллиной, в основном были насчет расширения способов госзакупок. Сейчас в этот список в новом законопроекте входят открытый и закрытый конкурсы, электронный аукцион, запрос котировок, закупка из единственного источника. Есть и нововведения - конкурс с ограниченным участием, применяющийся в случае запроса на оказание специфических товаров, работ или услуг, двухэтапный конкурс, проводящийся в случае, если необходимо уточнить характеристики объекта закупок, для чего нужны обсуждения с участниками. Появился и такой новый вид закупки, как запрос предложений. Он применяется в том случае, когда необходимо проведение срочной закупки или когда проведенные ранее процедуры закупок были признаны несостоявшимися. Контроль за федеральной контрактной системой, надо сказать, будет не только со стороны общественности. Как подчеркнула министр, на данный момент есть понимание, что "все, связанное с прогнозированием, планированием, обоснованием госнужд, мы увязываем с разработкой гос программ - здесь велика будет роль Минэкономразвития, Минфина. За ФАС остается обеспечение конкуренции, доступа к госзакупкам". Будут участвовать в контроле и другие ведомства, список которых пока не определен. По словам Эльвиры Набиуллиной, "все сейчас делается для того, чтобы закон был принят в конце этого года или начале следующего и сразу же вступил в силу". ПРЕСС-СЛУЖБА ВСЕРОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА РАБОТНИКОВ ОЦЕНОЧНЫХ, АУДИТОРСКИХ, ЭКСПЕРТНЫХ И КОНСАЛТИНГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ |