Профсоюз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций

03.12.2024 г.
О Профсоюзе
Главная
Поиск
Устав Профсоюза
Вступить в Профсоюз
Новости Профсоюза
Памятные даты
Работа Профсоюза
Информационная справка
Исследования, аналитика
Правовая информация
Конвенция МОТ №98
ФЗ №10 о профсоюзах
Комментарии к ФЗ №10
Создаем профсоюз
Новости законодательства
Комментарии юриста
Правовая инспекция труда
В помощь оценщику
Документы Профсоюза
Договоры, соглашения
Приказы, постановления
Символика
Антикоррупционная экспертиза
Награждения
Центральный комитет
Исполнительный комитет
Общие документы
Социальное партнерство
Отраслевые соглашения
Отраслевая комиссия
Контакты
Контакты и координаты
Общественная приемная

страница: Главная arrow Новости законодательства arrow Новая система сертификации качества

Новая система сертификации качества

Печать

Чтобы попасть на мировые рынки, российским товарам и услугам, в том числе по оценке и аудиту, будет достаточно одного сертификата качества.

Минэкономразвития должно было до конца февраля внести в правительство доработанный законопроект об аккредитации. Ускорить подготовку документа чиновников попросили предприниматели. Они хотят воспользоваться новыми рынками сбыта продукции, которые открывает перед Россией вступление в ВТО.

Присоединение России к Всемирной торговой организации открывает большие возможности для выхода отечественных производителей на новые рынки. Но воспользоваться ими бизнес сможет только при одном условии: если наши товары и услуги будут котироваться за рубежом. Для этого российские правила аккредитации нужно привести к международным стандартам. Профильный закон, который готовит минэкономразвития, - важное звено в этой работе. Как отметила на заседании совета по аккредитации при минэкономразвития глава ведомства Эльвира Набиуллина, он будет основой единой национальной системы аккредитации. Вот почему минэкономразвития так спешит с его разработкой.

Председатель совета по аккредитации при профильном комитете РСПП Александр Дейнеко уверен: если в России удастся правильно выстроить всю систему аккредитации, то одного испытания и одного сертификата, подтверждающего качество продукции, будет достаточно, чтобы наши товары свободно перемещались не только по пространству Таможенного союза, но и по всему миру. "Но за один шаг сложно будет создать систему, которая бы полностью соответствовала мировым стандартам, - замечает он. - Нужно обратить внимание на практику наших коллег по Таможенному союзу, еще больше сблизить наш законопроект с теми нормативными документами, которые существуют в Белоруссии и Казахстане. Национальные органы по аккредитации этих двух республик уже являются членами Международной организации по аккредитации испытательных лабораторий. Они уже получили признание, и нам идти каким-то своим путем будет не совсем правильно".

Раньше аккредитацией организаций, которые выдают сертификаты соответствия продукции, занимались больше десятка различных ведомств. Это привело к тому, что на рынке появилось огромное количество фирм, оказывающих такие услуги. "Сейчас, по нашим оценкам, их около 17 тысяч, - говорит руководитель комитета по аккредитации "ОПОРЫ России" Марина Блудян. - При этом в Германии - стране, чья продукция считается эталоном качества в Европе, - можно насчитать чуть больше сотни".

Но это еще не самая большая проблема. Среди фирм, выдающих сертификаты соответствия, множество недобросовестных. Они готовы быстро, недорого и без всяких исследований изготовить документ на любую продукцию. В итоге рынок заполняет контрафакт, от которого страдают не только потребители. Производители товаров и услуг становятся заложниками созданной "пиратами" репутации - качеству российской продукции и выданным на нее сертификатам на мировых рынках не очень-то доверяют. Многие компании из-за этого вынуждены сертифицировать свою продукцию за границей и нести дополнительные издержки.

В прошлом году в России появилась Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация). Теперь только она после положительного заключения экспертов будет выдавать разрешения на работу организациям, которые хотят работать в сфере аккредитации. Те, в свою очередь, будут оценивать работу сертификационных центров и испытательных лабораторий, которые выдают сертификаты соответствия поставщикам и производителям товаров и услуг. Правила работы всей этой системы установит закон об аккредитации.

Проект закона уже прошел межведомственное согласование, но минэкономразвития готово корректировать его с учетом мнений экспертов. Тем более что неотрегулированных моментов достаточно много. "Нам предстоит определиться, с кем в процессе своей работы будет взаимодействовать национальный орган по аккредитации - с экспертом или экспертной организацией. Мы считаем, что это должен быть конкретный эксперт, поскольку именно он оценивает компетентность сертифицирующих организаций и несет ответственность за результаты экспертизы", - подчеркнул замминистра экономического развития Олег Фомичев.

Нет полной ясности в вопросах оплаты экспертизы. "Это сложная работа, и везде она оплачивается. У нас есть несколько вариантов закрепления в законе того, как эта оплата будет осуществляться, - пояснил Фомичев. - Один из вариантов - приравнять экспертизу, которая осуществляется в рамках работы по аккредитации, к необходимым обязательным услугам, по которым будет установлена методика расчета цены и предельный уровень стоимости в соответствии с постановлением правительства".

Но с этим, по словам Фомичева, есть сложности. Дело в том, что методика расчета цены и размер предельной стоимости могут утверждаться только в отношении подведомственных организаций теми органами власти, которые этой деятельностью руководят. "Получается, что мы не можем устанавливать расценки на деятельность экспертов и экспертных организаций, которые никому не подведомственны", - уточнил он.

Кроме того, если использовать эту схему, то получится, что эксперты будут напрямую работать с организациями, компетенцию которых они должны оценить. В этом случае соблюсти принцип независимости уже не получится. "Нам нужно выстроить "треугольник", который уже успешно действует в Европе. Там аккредитуемый оплачивает услуги по аккредитации в органе по аккредитации, а уже тот, в свою очередь, расплачивается с экспертом. Таким образом, достигается независимость того, кто проверяет, от тех, кого они проверяют", - заключил Фомичев.

Есть и другие спорные моменты. Например, в законопроекте прописано, что аннулировать аккредитацию можно будет только через суд. Но эксперты считают, что такие решения должны приниматься в административном порядке. Проще говоря, если сертификат выдала Росаккредитация, то она же и должна иметь право его забрать. Естественно, такие решения, по словам специалистов, должны приниматься не кулуарно.

Кроме того, участники рынка говорят, что в законопроект нужно добавить требования к экспертам с точки зрения подтверждения их квалификации и опыта работы и ужесточить контроль за теми, кто выдает сертификаты соответствия продукции.

Эльвира Набиуллина дала неделю на доработку законопроекта. После этого документ снова покажут экспертам и внесут в правительство. Тем временем Россия уже подала заявку в Европейское сообщество по аккредитации, чтобы войти в него. По словам Олега Фомичева, это даст автоматическое признание российских сертификатов в ЕС. Выстроить всю систему аккредитации в соответствии с международными стандартами в минэкономразвития рассчитывают в течение 2013 года.

ПРЕСС-СЛУЖБА
ВСЕРОССИЙСКОГО ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
АУДИТОРСКИХ, ОЦЕНОЧНЫХ, ЭКСПЕРТНЫХ
И КОНСАЛТИНГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 
« Пред.   След. »