Профсоюз информирует, что с 1 января 2011 года система обязательного медицинского страхования в стране претерпит существенные изменения.
Профсоюз подчеркивает, что центральной фигурой системы ОМС должен стать непосредственно работник (оценщик, аудитор). Сегодня медицинские учреждения в большинстве случаев содержатся за счет средств бюджетов различных уровней. При этом они получают деньги вне зависимости от того, сколько пациентов приняли и вылечили. И уж тем более независимо от качества проведенного лечения. Председатель Профсоюза В.В. Пискурев на заседании Президиума ЦК Профсоюза 13 декабря 2010г. подчеркнул, что новый закон меняет эту ситуацию - деньги пойдут за пациентом. То есть финансируется оказанная услуга, а не учреждение. Кроме того, закон расширяет возможности выбора для человека. Он имеет право выбрать страховую организацию, медицинское учреждение и врача. При этом медучреждение, включенное в реестр и заключившее договор на оказание услуг по программе ОМС, не вправе отказать застрахованному человеку в оказании помощи в соответствии с территориальной программой ОМС. Важным и обязательным участником системы ОМС является страховая медицинская организация. Но ее роль несколько меняется по сравнению с ныне действующей системой. По выражению Председателя Профсоюза Пискурева В.В., страховые компании должны стать "адвокатом" человека в его взаимоотношениях с медицинскими учреждениями. Сейчас выбор страховой организации остается за страхователем, то есть за работодателем, у которого работает, к примеру, оценщик и аудитор. Страхование неработающих людей осуществляют региональные власти. В итоге получается, что у страховых компаний нет мотивации бороться за потребителей услуг. В новом законе содержатся прямые нормы о том, что выбирает страховую компанию только человек, и страховая компания будет заинтересована в том, чтобы предложить застрахованному человеку лучший пакет услуг. В Профсоюзе отметили, что в законе четче прописаны права страховых медицинских организаций по контролю за оказанием медицинской помощи. Эта сторона работы страховых компаний, защита прав застрахованных, должна стать основой в отношениях с потребителями и включать такие параметры, как подбор медицинской организации для оказания помощи, ведение своего клиента на всех этапах оказания этой помощи и контроль за тем, как она была оказана. То есть если человек приходит с полисом в больницу, а у него начинают требовать деньги за услуги, которые ему положены бесплатно, он первым делом должен позвонить в свою страховую компанию с требованием разобраться в ситуации. И это уже забота страховой компании, с которой человек заключил договор, - быть его "адвокатом", защищая его права. В.В. Пискурев отметил, что одним из больших недостатков существующей системы является невозможность получить медпомощь по полису ОМС, находясь в другом регионе. То есть де-юре это право есть, а де-факто вас посылают подальше или предлагают оплатить услугу. Дело в том, что сегодня полис обязательного медицинского страхования не является единым для всех регионов России, и как следствие, медицинское учреждение не всегда имеет информацию о том, будет ли оплачена медицинская помощь, оказанная иногороднему пациенту. Но начиная с мая 2011 года в соответствии с новой редакцией закона об ОМС гражданам будут выдаваться полисы единого образца, которые будут действовать на всей территории страны. Единая база застрахованных лиц обеспечит достоверность и исключает дублирование информации о застрахованных. В дальнейшем полис ОМС будет включаться в состав универсальной электронной карты гражданина. Кроме того, впервые законодательно устанавливается жесткая норма о сроках расчетов за оказанную больным из других регионов медицинскую помощь. Срок - 25 дней. У медицинских учреждений появилась гарантия того, что оказанная помощь иногороднему гражданину будет оплачена, и они теперь будут заинтересованы, чтобы эту помощь оказать. Принципиальная новация закона - предоставлять медицинские услуги в рамках ОМС могут не только государственные (муниципальные) медучреждения, а организации любой организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой. Главное, чтобы у них было право (лицензия) на осуществление медицинской деятельности и они должны быть включены в реестр ОМС. Комментируя принятие закона, Председатель Профсоюза Пискурев В.В. отметил, что с 2011 года начнется модернизация здравоохранения. В течение 2011-2012 годов за счет повышения на два процента страховых взносов на ОМС в здравоохранение будет направлено порядка 460 миллиардов рублей дополнительно. Эти деньги будут инвестированы в три направления: материально-техническая база (ремонт и оснащение медицинских учреждений), информатизация и совершенствование стандартов оказания медицинской помощи, то есть их оплата по полной стоимости. Профсоюз надеется, что никаких потрясений и резких изменений в системе здравоохранения не будет. Все изменения будут проходить постепенно, обсуждаться с пациентами, профессиональным и экспертным сообществами, профсоюзами. ПРЕСС-СЛУЖБА ВСЕРОССИЙСКОГО ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ АУДИТОРСКИХ, ОЦЕНОЧНЫХ, ЭКСПЕРТНЫХ И КОНСАЛТИНГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ |