Всероссийский Профсоюз провел правовую экспертизу законопроекта о федеральной контрактной системе. Итоги обсуждения подвели на заседании Президиума Профсоюза 8 ноября 2011г.
Оценщиков и всех чиновников ждут испытания: система госзакупок будет реформироваться. Всероссийский Профсоюз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций проанализировал и в целом поддержал законопроект "О федеральной контрактной системе", призванный сделать систему государственных трат более разумной и эффективной. Главе государства направлено письмо с предложениями от Профсоюза по совершенствованию документа. Профсоюз напоминает, что ранее Антимонопольное ведомство предлагало модернизировать существующий закон о госзакупках, который в разговорной речи специалисты-оценщики называют просто - "94-й ФЗ". У знающих оценщиков фраза автоматически вызывает шквал ассоциаций, хороших и плохих. По мнению представителей ФАС, 94-й закон не исчерпал себя, его можно и нужно совершенствовать. Он заметно усложнил жизнь тем чиновникам, кто привык отдавать своим людям выгодные контракты, наживаться на казенных поставках. Сколько сомнительных тендеров сорвалось из-за того, что обществу стали известны запросы чиновников? Уже не сосчитать. За пять лет, рассказывают представители ФАС, экономия бюджетных средств составила более триллиона рублей. Внедрение электронных аукционов, продолжают руководители службы, стало эффективным средством борьбы с картелями и коррупцией. Поэтому, считают они, закон должен жить, конкурсные процедуры - развиваться. В свою очередь Минэкономразвития России предлагает отменить уже ставший культовым в определенных кругах 94-й ФЗ, а вместо него принять закон о федеральной контрактной системе. Главными становятся не торги и аукционы, а специальные контрактные службы, прогнозирование закупок, мониторинг контрактов и анализ результатов. Доводы сторонников идеи просты: на аукционе, строго говоря, госзаказ должен получить тот, кто запросит меньшую цену. Допустим, одна фирма предлагает выполнить оценку за пять рублей, другая - за три. В теории победить должна "трехрублевая" фирма, но дешевый отчет по оценке не всегда лучший. Что, если он окажется полностью коррупционным? Платить слишком мало порой также неразумно, как и отдавать баснословные суммы. По мнению представителей минэкономразвития, соблюсти баланс поможет федеральная контрактная система. Всероссийский Профсоюз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций провел правовую экспертизу законопроекта о федеральной контрактной системе. Итоги обсуждения подвели на заседании Президиума Профсоюза 8 ноября 2011г. Заместитель председателя Профсоюза Соломон Дарсания: «Мы продолжаем практику рассматривать очень важные, системные проекты законодательных актов. Причем заседание президиума - это заключительный этап обсуждения. До того законопроект изучили территориальные отделения Профсоюза почти во всех субъектах Российской Федерации, которые прислали нам свои доклады и заключения. Вы знаете, для этих целей был запущен специализированный экспертный портал по обсуждению проектов законов и нормативно-правовых документов www.zakon.profsro.ru. Причем обсуждение проходило максимально гласно и открыто, чтобы обеспечить объективный и независимый взгляд.» Проект, разработанный Минэкономразвития, рассматривался во всех территориальных организациях Профсоюза. Профсоюз поставил окончательный вердикт: ставку надо делать на создание федеральной контрактной системы (ФКС), которая должна поставить прочный заслон демпингу в области оценки. Тем более, проект ФКС полностью гармонично вписывается в рамки Федерального отраслевого соглашения в оценочной деятельности Российской Федерации, которое Профсоюз планирует подписать с Общероссийским объединением работодателей уже в этом уходящим году. При всех исторических достоинствах 94-го федерального закона, практика его применения выявила ряд проблем, особенно это было заметно в отрасли оценки, когда крупнейшие заказы выполнялись за 2-3 копейки и в кратчайшие сроки - заявил заместитель председателя Профсоюза Соломон Дарсания. - Мы решительно поддерживаем инициативу высшего руководства страны по формированию федеральной контрактной системы. По мнению Соломона Дарсании, контрактная система должна служить инструментом проведения государственной отраслевой и региональной политики, ориентированной на обеспечение социально-экономических эффектов. Допустим, выделены деньги на развитие здравоохранения. Как их потратить, чтобы каждый рубль принес пользу? Руководители контрактной системы, по сути, должны стать рачительными хозяевами, планирующими государственные расходы. Чиновники будут не просто заявлять, мол, нужно столько-то компьютеров, столько-то бумаги и плюс немного принтеров, но доказывать, на что пойдет оборудование, как оно заработает, какой будет эффект. Допустим, ведомство планирует автоматизировать рабочие места чиновников, это сократит процедуры выдачи лицензий гражданам. Вроде банально, но дело хорошее. Зато доказать необходимость строительства гостевого домика какого-нибудь министерства с золотыми унитазами и антикварными кроватями, наверное, будет трудней. Особенно если обсуждение проекта будет проходить на виду у общественности, Профсоюза и СРО. Также заместитель председателя Профсоюза Соломон Дарсания выделил три, по его словам, принципиально важных момента законопроекта. Первое: система госзаказа предусматривается как единый цикл реализации госпрограмм до предъявления обществу результатов проекта. Второе: госзаказ открыт для общественного контроля. Третье: весь цикл предусматривает жесткую ответственность конкретных лиц, будь то поставщик или контрактный офицер-заказчик. Пока в проекте контрактная служба прописана как структурное подразделение заказчика, то есть ведомства или какого-то госучреждения. Контрактный офицер - работник контрактной службы, сопровождающий контракт. - Он работает в замкнутой службе, не занимается ничем другим, персонально отвечает за исполнение контракта, - высказался Соломон Дарсания. Хочется обратить особое внимание на ст.21 проекта Федерального закона «О Федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» (2-я редакция). В частности, в статье говорится, что начальная (максимальная) цена контракта, к примеру, при предоставлении оценочных услуг, будет определяться посредством нормативного метода, под которым понимается расчет цены контракта на основе нормативов. Этот нормативный метод будет применяться в случае. если правовыми актами установлены нормативы в оценочной деятельности. Возвращаясь к Трудовому кодексу РФ, такие нормативы могут быть установлены на Федеральном уровне посредством действующего правового документа, в нашем случае это - Федеральное отраслевое соглашение в оценочной деятельности Российской Федерации, которое в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, носит статус правового документа. В этой же статье законодатели определили еще несколько методов определения начальной (максимальной) цены, это «...метод одной цены, согласно которому цена контракта определяется по цене, установленной организацией, являющейся единственным производителем (поставщиком) товаров (исполнителем работ, услуг), либо обладающим исключительным правом на товар, работу услугу. Метод применяется в случае, если предполагается осуществление закупки товаров, работ, услуг производимых (поставляемых, исполняемых, оказываемых), одной организацией, либо в отношении которых исключительными правами обладает одна организация; тарифный метод. Цена контракта определяется в соответствии с установленным тарифом (ценой) товара (работы, услуги);..»
Обращаем особое внимание, что во второй версии проекта закона разработчики определили, что Минэкономразвития, как орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере оценочной деятельности, может устанавливать порядок формирования начальных (максимальных) цен контрактов. Понимая, что Минэкономразвития само не может выдумать начальные цены контрактов на оценку, оно должно будет основываться на действующем Федеральном отраслевом соглашении в оценочной деятельности. Нам удалось провести большую работу с разработчиками, мы направляли свои предложения и Президенту Российской Федерации и в Правительство РФ по поводу демпинговых цен, которые являются, по нашему мнению, элементами коррупции. Наши предложения и усилия были услышаны разработчиками. В частности, в ст.61 п.18 (вторая редакция Закона) отмечено, что в случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена на 25% от начальной (максимальной) цены контракта, электронная площадка обеспечивает автоматическое завершение электронного аукциона. При этом, электронный аукцион признается несостоявшимся. Хочется привести статью 35 полностью: Статья 35. Отклонение заявок с демпинговой ценой 1.При представлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, указанной заказчиком в извещении об осуществлении закупки или в приглашении принять участие в закрытых процедурах осуществления закупки, участник, представивший такую заявку, обязан в составе такой заявки представить расчет предлагаемой цены контракта и её обоснование. 2.Комиссия по осуществлению закупок отклоняет заявку, если она установила, что предложенная в заявке цена занижена на 25 или более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, указанной заказчиком в извещении об осуществлении закупки или в приглашении принять участие в закрытых процедурах осуществления закупки, и в составе заявки отсутствует расчет предлагаемой цены контракта и (или) ее обоснование либо по итогам проведенного анализа представленных в составе заявки расчета и обоснования цены контракта комиссия пришла к обоснованному выводу о невозможности участника исполнить контракт на предложенных им условиях. При проведении процедур закупок в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ комиссия отклоняет заявки, содержащие предложение о цене контракта на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, независимо от наличия в них обоснования цены. 3.Решение об отклонении заявки незамедлительно доводится до сведения участника, направившего заявку, фиксируется в протоколе проведения соответствующей процедуры закупки с указанием причин отклонения заявки и может быть обжаловано участником процедур закупок, представившим отклоненную заявку, в порядке, установленном антимонопольным законодательством. 4.Требования настоящей статьи не распространяются на случаи проведения электронного аукциона. Последствия снижения цены более чем на 25 процентов от начальной (максимальной) цены контракта при проведении электронного аукциона устанавливаются статьей 61 настоящего Федерального закона.
Мы надеемся, что закон ляжет на стол Президента для подписания именно в таком виде. Это может поставить существенный заслон процветающему демпингу на рынке оценки. Мы очень спешим с подписанием Федерального отраслевого соглашения, на сегодня пройдены почти все согласовательные процедуры, Федеральная комиссия по социально-трудовым отношениям в области оценочной деятельности ежедневно проводит свои заседания, все оценочное сообщество и государственные заказчики очень заинтересованы в том, чтобы новые нормы в оценочной деятельности вступили в силу уже с 1 января 2012 года. Нам известно, что разработчики обсуждают вопрос о создании единой контрактной службы. Теоретически возможно создание такой единой контрактной службы, которая взяла бы на себя все госзакупки. Вопрос обсуждается. Кстати, насколько известно Профсоюзу, в некоторых регионах уже создаются централизованные службы по госзакупкам, и мы должны уже будем в этом году направить в их адрес Федеральное отраслевое соглашения в оценочной деятельности Российской Федерации, которое в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, носит статус правового документа. Законопроект предусматривает контроль на трех этапах - при планировании, при размещении госзаказа (когда непосредственно выбирается подрядчик) и аудите, как потрачены деньги. На первом этапе, когда только обсуждаются возможные вложения, планируется подключать общественные организации и общественные советы, в которых должны обязательно принять участие представители профессионального оценочного сообщества, всероссийского Профсоюза и Общероссийского объединения работодателей. Законопроект предполагает также создать реестр недобросовестных заказчиков, который будет формироваться по согласованию с общественными советами. Как отметил в своем выступлении Соломон Дарсания, в реестр войдет и чиновник, как физическое лицо, который в одном регионе что-то натворил и приехал в другой. Все вокруг будут знать, что такого опасно подпускать к госзакупкам. Занесут в реестр и госорганизацию, к которой накопилось немало претензий. А по инициативе правоохранительных ведомств, как сообщил Соломон Дарсания, была создана рабочая группа по разработке проекта поправок в Уголовный кодекс, предусматривающего ответственность за нарушения (или точнее сказать - преступления) в сфере госзаказа. - Я с волнением отношусь к возможным поправкам в Уголовный кодекс, - сказал Соломон Дарсания. - Необходимо, когда они появятся, чтобы Всероссийский Профсоюз совместно с СРО проверил их на коррупциогенность посмотрел их и оценил. |