18 октября 2010г. в Москве состоялся круглый стол в Исполкоме ЦК Профсоюза «Реформирование системы налоговых спецрежимов: УСН на основе патента и ЕНВД». Круглый стол был посвящен обсуждению инициатив Министерства Финансов, которое подготовило проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 18 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», предполагающий, в том числе, отмену ЕНВД к 2014 году.
Участники круглого стола высказали свои позиции. Представленный законопроект не в полной мере отражает потребности малого и среднего предпринимательства. Документом предложено ряд изменений, с которыми Профсоюз не может согласиться. Во-первых, проектом Федерального закона предполагается постепенная (к 2014 г.) отмена ЕНВД. Причём, предусматривается, что уже с 2011 года возможность применения ЕНВД останется лишь у компаний, численность работников которой составляет не более 15 человек. Обоснование такого шага - "применение системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности позволяет субъектам предпринимательской деятельности минимизировать налоговые обязательства". При этом никаких статистических показателей, а также реального обоснования не приводится. Между тем, по данным статистики ФНС России за 2009 год, более половины субъектов МСП применяли режим налогообложения в виде Единого налога на вменённый доход. В настоящий момент в разных муниципалитетах ситуация складывается различным образом. По информации, полученной Центральным комитетом Профсоюза из территориальных организаций Профсоюза субъектов Российской Федерации, примерно в половине регионов и муниципалитетов, где власти уделяют значительное внимание развитию малого и среднего бизнеса, предприниматели не испытывают никаких проблем с применением ЕНВД. В остальных муниципальных образованиях устанавливаются максимальные коэффициенты К2, что делает применение данного режима по отдельным видам деятельности для предпринимателей обременительным. Учитывая данные обстоятельства, необходимо отказаться от обязательного использования ЕНВД и предоставить право налогоплательщикам самим принимать решение переходить или не переходить на уплату ЕНВД. Это позволит предпринимателям самим выбирать наиболее удобную систему налогообложения. Во-вторых, концептуальное предложение об отмене ЕНВД, при ограничении уже в 2011 году возможности применения данного режима налогообложения в зависимости от количества работников с одновременным сокращением видов деятельности, при осуществлении которых возможно применение ЕНВД, абсолютно не соотносится с положениями по реформированию УСН на основе патента, которые в недостаточной степени расширяют возможность использования такого налогового режима. На данный момент в соответствии с Налоговым кодексом только 69 видов деятельности подпадают под Патент, а изменения направлены на увеличение данного перечня до 92. Данная мера не сможет кардинальным образом изменить ситуацию, поскольку в перечень видов деятельности не попали самые распространенные виды предпринимательской деятельности, для которых в настоящее время применяется ЕНВД (розничная торговля, общественное питание). Это приведёт к тому, что значительная часть субъектов малого и среднего предпринимательства будут вынуждены переходить на общую систему налогообложения, что увеличит их налоговую нагрузку. В связи с этим Профсоюз предлагает расширить перечень видов предпринимательской деятельности, при ведении которых индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения на основе патента, сделав их более широкими и емкими (в том числе включив в перечень все услуги, связанные с аудитом и оценкой, их группы, подгруппы, виды, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг). Новой редакцией статьи 346.43 Налогового кодекса определяется размер потенциально возможного к получению годового дохода. При этом субъектам РФ предоставлено право увеличивать (уменьшать) его, но не более чем в 2 раза. Вместе с тем в настоящее время размер годового дохода самостоятельно устанавливается субъектами РФ с учетом специфики региона, доходности того или иного бизнеса. В случае принятия подхода по установлению размера годовой доходности бизнеса, предлагаемого Минфином России, для отдельных регионов произойдет снижение налогооблагаемой базы, тогда как для других - резкое (в разы) увеличение. Представляется, что при установлении размера годового дохода следует учитывать региональную специфику, а также потенциально разную доходность аудиторской и оценочной деятельности в крупных городах и небольших поселках. Таким образом, представленный законопроект не может быть поддержан Профсоюзом, т.к. не отвечает интересам оценочной и аудиторской отрасли и он увеличивает налоговую нагрузку на субъектов малого и среднего предпринимательства, что в условиях сложной экономической ситуации может привести к снижению количества субъектов малого и среднего предпринимательства, и, как следствие, снижению налогов. Вместе с этим законопроект содержит ряд мер, которые могут стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства. В первую очередь, речь идёт о передаче доходов от патента на уровень местных бюджетов будет способствовать заинтересованности органов местной власти в развитии малого бизнеса, в своевременном и широком информировании индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории соответствующего муниципального образования, о введении и преимуществах патента, позволит выявлять проблемы правоприменительной практики и т.п. Увеличение местных бюджетов за счет передачи им налоговых доходов от применения патентов также позволит органам местного самоуправления расширить сферу финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, что является немаловажным в период финансово-экономического кризиса. Также Профсоюз поддерживает предложение о внесении изменений в Федеральный закон № 54-ФЗ от 22.05.2003 г. "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", направленные на освобождение плательщиков УСН на основе патента от обязанности применения контрольно-кассовой техники. Позиция Профсоюза Сравнение редакций законопроекта Минфина по реформе ЕНВД (по состоянию на 2 июля 2010г. и 24 сентября 2010г.) На сайте Министерства Финансов Российской Федерации размещена новая версия законопроекта «О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». По данным экспертов Профсоюза, представленный законопроект отличается от прежней версии документа, однако по-прежнему содержит положения по отмене ЕНВД. Так, среди новаций этой редакции законопроекта Минфина России - отказ от предложения по кардинальному снижению количества работников предприятий для применения ЕНВД. Напомним, в предыдущей редакции министерство предлагало ограничить этот показатель пятнадцатью работниками уже с 2011 года. Новым вариантом законопроекта предлагается следующий механизм: ограничение численности 50 человек для розничной торговли и общественного питания; 100 человек - другие виды деятельности. Эту норму предполагается ввести с 2012 года. Также законопроект изменил перечень видов деятельности на которых возможно применять ЕНВД в переходный период (до 2014 г.). Прежняя версия законопроекта исключала из сферы действия ЕНВД бытовые и ветеринарные услуги, розничную торговлю в торговых залах, перевозки, общественное питание в торговых залах. Новая версия исключает розничную торговлю в торговых залах и общественное питание в торговых залах. аким образом, фактически из-под действия ЕНВД исключаются самые массовые виды деятельности и отсутствует оценочная и аудиторская деятельность. В части положений об УСН на основе патента проект закона предлагает передать регулирование соответствующей сферы, в т.ч. принятие решения о введении УСН на основе патента, на уровень субъекта Российской Федерации. Прежней редакцией законопроекта предполагалось введение специального налогового режима по инициативе муниципалитетов. Кроме того, предыдущая редакция предусматривала размер базовой доходности от 140 до 340 тыс. руб. в год с предоставлением субъектам РФ права в два раза увеличивать (уменьшать) размер базовой доходности. Теперь же «коридор» регулирования базовой доходности увеличивается (по усмотрению субъекта РФ) со 100 до 500 тыс. рублей. Помимо установленных старой редакцией законопроекта видов деятельности, новой редакцией законопроекта предлагается перевести на систему патента также розничную торговлю (без торговых залов) и общественное питание (без торговых залов). Новая редакция законопроекта предполагает увеличение количества видов деятельности «на патенте, однако данный перечень, по мнению Профсоюза, все еще недостаточен в целях стимулирования к развитию предпринимательства на местах. В связи с этим эксперты Профсоюза напоминают о том, что сегодня ЕНВД может применяться для «оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению». Эта формулировка очень актуальна и для перечня видов деятельности, на которых может применяться УСН на основе патента. Важной новацией новой редакции законопроекта является пересмотр нормы о территории действия патента. В частности, прежней редакцией предусматривалось распространение системы патента в рамках муниципального образования. Новая редакция предлагает норму о действии патента на территории всего субъекта РФ. Оценивая качество новой редакции законопроекта Минфина с позиции оценочного и аудиторского сообщества, отмечается ряд позитивных улучшений в сравнении с прежней версией. В то же время, по мнению Профсоюза, ключевая проблема нормы об отмене ЕНВД пока не решена - а это сегодня вызывает наиболее серьёзную обеспокоенность у Профсоюза. Профсоюз считает необходимым введение добровольности применения ЕНВД - чтобы предприниматели сами выбирали, какой режим им выгоднее применять. Это станет действенной мерой к стимулированию органов власти создавать благоприятные условия для развития предпринимательства на местах. Скачать .pdf: >> Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 18 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (первая редакция. по состоянию на 2 июля 2010г.) >> Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 18 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (вторая редакция, по состоянию на 24 сентября 2010г.) |