Сегодня, 1 декабря 2012 года, в Исполкоме Профсоюза состоялся «деловой завтрак», посвященный проблеме демпинга в оценочной деятельности под лозунгом «Демпинг никому не нужен».
Организаторам «делового завтрака» выступила Пресс-служба Профсоюза. Все отрасли экономики, участвующие в размещении государственных заказов, сталкиваются с проблемой демпинга. Не обошла стороной эта проблема и оценщиков. Многие отрасли используя свои лоббистские возможности, делают все, чтобы внести изменения в законодательство о госзакупках. К примеру, заказчики при размещении заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, в ближайшее время смогут по собственному усмотрению проводить конкурс или открытый аукцион. Депутаты Госдумы приняли в первом чтении поправки в закон о госзакупках, которые отменяют обязательные открытые аукционы в электронной форме при размещении госзаказа на строительство объектов. В отрасли оценки проблема демпинга становится критической. Профсоюз и Объединение работодателей возлагают большие надежды на «Отраслевое соглашение в оценочной деятельности в Российской Федерации на 2012-2014 годы». Как отметил в своем выступлении на «деловом завтраке» Председатель Профсоюза В.В.Пискурев, «Мы не летаем в облаках и прекрасно понимаем, что к отраслевому соглашению отрасль оценки должна привыкнуть. Мы прогнозируем процесс привыкания в районе 1 года. Потребители оценочных услуг должны получить официальную информацию о начале действия этого соглашения. Обращаю внимание, что соглашение начнет действовать с 1 января 2012 года. До нового года мы планируем, в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и условиями соглашения, довести текст этого соглашения до всех работников и работодателей отрасли. Отраслевое соглашение. в соответствии со ст.45 Трудового кодекса, является правовым актом. На сегодняшний день текст соглашения проходит согласования в федеральных органах исполнительной власти, отвечающие за регулирование трудовых отношений в Российской Федерации. После всех необходимых согласовательных процедур и административных регламентов, текст соглашения будет официально опубликован в средствах массовой информации. Мы надеемся, что принятие Отраслевого соглашения на федеральном уровне станет документом, серьезно затрудняющем жизнь демпингу. еще раз хочу подчеркнуть, что рынок оценки должен привыкнуть к этому документу и сделать все, чтобы соглашение начало работать. Учитывая предыдущий опыт регулирования рынка оценки, а также правовой нигилизм у оценщиков, привыкание продлится не один день. Нет ничего удивительного, что в некоторых регионах оценщики до сих пор работают на основании лицензий. выданных Росимуществом, заявляя при этом, что они вступят в СРО в ближайшее время, т.к. лицензия уже заканчивается». Вопрос правильности выбора подрядчика только по цене уже не первый год является камнем преткновения в сфере госзакупок. Сторонники электронных аукционов во главе с ФАС считают, что при детальной проработке проектно-сметной документации обеспечить справедливый и эффективный выбор подрядчика можно только ценовым торгом. Их оппоненты, выступающие за конкурс, указывают на значительную долю несостоявшихся аукционов, и как следствие - передачу контрактов по максимальной цене, а также на серьезные проблемы с исполнением контрактов, выигранных по демпингу. Участники рынка оценки не один год добивались отмены обязательных электронных аукционов. Однако получив желаемое, засомневались. «Еще шесть лет назад все оценочное сообщество и другие отрасли добивались внесения поправок в этот закон, - говорит Никита Первушин, заместитель председателя Профсоюза. - Мы неоднократно приводили примеры, когда в результате электронных аукционов и безудержного демпинга цена на оценочные услуги снижалась и на десятки процентов, и в разы. Самый характерный пример - снижение стоимости оценочных услуг с 6 миллионов до 1 копейки - и ФАС признал этот аукцион состоявшимся! Тот факт, что оценка не будет никогда выполнена, никого из сторонников электронных аукционов не волнует. Есть многочисленные примеры, когда компания за счет демпинга выигрывала госзаказ на оценочные услуги, а потом начинала выбивать дополнительные средства для его завершения. Вот против такого подхода к размещению госзаказа мы и боролись». По словам Владимира Пискурева, во всем мире при выборе подрядчика учитывается прежде всего его опыт, деловая репутация и квалификация работников, и только потом - заявленная цена. «Мы встречались с коллегами в Финляндии, Германии, Великобритании, и все наши зарубежные коллеги были, мягко говоря, удивлены отсутствием предквалификации российских участников торгов и ориентацией только на самую низкую цену. Стоит присмотреться к мировому опыту и не проводить рискованные эксперименты на собственных оценщиках, - считает он - Необходимо выработать правила предквалификации участников торгов, критерии оценки их финансовой и профессиональной состоятельности, ограничить демпинг на торгах и конкурсах 10-15 процентами». А вот Татьяна Воронина, директор ООО «Оценочные технологии», считает, что отмена обязательного электронного аукциона - спорный вопрос. Ведь изначально система электронных торгов была введена в том числе для предотвращения коррупционной схемы выбора подрядчика при госзакупках. В рамках этой системы торги проходят в два этапа: сначала определяется победитель по ценовому предложению, а затем рассматривается информация об оценочной компании. В ходе первого, решающего этапа заказчик не обладает никакой информацией о поставщике и не контактирует с ним. Все отношения между заказчиком и потенциальным подрядчиком до момента подписания контракта проходят через торговую площадку, которая является своеобразным буфером, исключающим какой-либо сговор между заинтересованными сторонами. «На нашем опыте участия в электронных торгах мы видим, что эта система работает эффективно. Она делает процесс выбора подрядчика прозрачным и исключает монополию на рынке, - отметила Татьяна Воронина. - Другой вопрос - за счет чего оценочная компания снижает стоимость оценочных работ? За счет новых технологий и современных систем финансового менеджмента, позволяющих уменьшить издержки, или за счет привлечения к реализации неквалифицированных специалистов-оценщиков, уровень оплаты труда которых значительно ниже рыночной стоимости?» По мнению Татьяны Ворониной, система электронных торгов нуждается в усовершенствовании, и ФАС уже разработала поправки к закону о госзакупках, которые призваны уменьшить риск выбора подрядчика, снижающего стоимость за счет качества реализации проекта. «ФАС предлагает ограничить снижение цены по лоту. Если оценочная компания уменьшает стоимость более чем на 15%, она обязуется предоставить экономическое обоснование. Если же происходит снижение более чем на 30%, компания снимается с торгов, - пояснила эксперт. - На мой взгляд, таким образом, полная отмена электронных торгов - поспешное решение. Конечно, рынок оценки возлагает большие надежды на нормативы и тарифы в оценочной деятельности, которые будут являться для госзаказчика отправной точной установления максимальной цены на оценочные работы. Сегодня госзаказчик начальную стоимость оценочных работ устанавливает так, как он сам захочет. Заказчика совершенно не волнуют трудовые отношения у оценщиков, контракты, трудовые договора. Сегодня рынок потребителей оценочных услуг привык устанавливать цены на оценку такие, как он захочет, и это полностью противоречит условиям трудового законодательства». Независимые эксперты считают, что сам по себе вывод подрядных закупок из-под аукционных процедур при ныне действующих правилах проведения конкурсов вряд ли качественно изменит ситуацию. «Конкурс по 94-ФЗ - процедура малопрозрачная и во многом субъективная, так как при значительном весе критерия «квалификация» законодательство никак не формализует оценку по нему, сводя все к усреднению мнений членов конкурсной комиссии, - говорит Кирилл Волков, руководитель Центра эффективных закупок. - При этом административное обжалование их решения не предусмотрено, а судебные процедуры неприемлемо длительны». Чтобы найти золотую середину, нужно рассмотреть проблемы подрядных закупок с позиций всех участников процесса. Первая проблема - при выборе только по цене возможен выигрыш за счет демпинга поставщиком. «При этом единственный механизм защиты заказчика от недобросовестных поставщиков, предусмотренный 94-ФЗ, - обеспечение исполнения контракта, увы, не работает, - отметил Кирилл Волков. - Доля сомнительных банковских гарантий в госзакупках доходит до 30%, договоров поручительства превышает 90%, а случаи успешного получения суммы обеспечения заказчиками единичны». По мнению эксперта, тщательная и придирчивая приемка работ задачи не решает, ведь главной целью заказчика является не наказание проштрафившегося поставщика, а качественное и своевременное выполнение намеченного плана. «Что хорошего в том, что после многомесячных тяжб с подрядчиком-неумехой деньги вернутся в бюджет и даже прирастут за счет штрафных санкций, если ремонты школ не завершатся к началу учебного года», - заметил эксперт. Снизить остроту ситуации, по мнению Кирилла Волкова, можно за счет допуска к госзакупкам только надежных поставщиков, установив квалификационный барьер в виде требований к минимальному опыту подрядчика, квалификации и разряда его ключевых сотрудников, используемым технологиям, создания на федеральном уровне системы присвоения разрядности работникам оценочных организаций. Такая практика давно работает во всем мире. Однако в этом случае можно получить вторую проблему - риск установления подобных требований заказчиком «под своего» поставщика. «Чтобы это исключить, требования по квалификации и разрядности оценщиков должны быть едиными, прописанными в нормативном документе и не зависящими от воли заказчика, - отметил Кирилл Волков. - Например, претендент обязан успешно работать на рынке не менее полугода, исполнить работы, аналогичные предмету торгов, на сумму не менее чем 30% от предполагаемой цены контракта, в штате оценочной организации должны быть оценщики, имеющие соответствующие квалификационные разряды того или иного уровня, занимающиеся той или иной специализацией в области оценки т. п. У нас доходит до абсурда, комитет по культуре объявляет конкурс по отбору оценщика для оценки картин и культурного наследия того или иного музея. а победителем объявляется оценочная компания, в штате которой находятся оценщики оборудования, хотя в их дипломах написано, что они являются оценщиками бизнеса, который они никогда не оценивали». Следующая проблема состоит в невозможности учета дополнительных преимуществ поставщика, в том числе предлагаемые им инновационные решения, сниженные эксплуатационные расходы, повышенные гарантийные обязательства, лучшие сроки и т.п. «Возможное решение состоит в проведении конкурсов с критериями определения победителя, учитывающими все вышеуказанные обстоятельства, - считает Кирилл Волков. - Разумеется, тут же вновь возникают риски. На сей раз - проведения «своего» поставщика при конкурсе, если при выборе используются субъективные критерии». Наконец, проблема, общая для конкурсов и аукционов, - неизменность цены контракта на весь срок его действия, при том что на практике невозможно предусмотреть все нюансы выполнения работ. Например, в строительстве отсутствие стяжек выясняется лишь после вскрытия пола. Тоже самое может происходить и в оценочной деятельности. Действующий закон о госзакупках требует в этом случае проводить новые закупочные процедуры, что чревато целым букетом серьезных осложнений. «Выходом было бы разрешение детально обоснованного увеличения объемов работ при обязательном согласовании контролирующим органом - для снижения рисков недобросовестности заказчика и подрядчика. У нас есть пример ГК «Олимпстрой». Оценщики выиграли конкурс по одной цене и были допущены к выполнению оценочных работ в Сочи, а заказчик посчитал, что он должен платить столько, сколько он посчитает нужным. В результате многие оценочные компании просто отказались от дальнейшего участия в реализации этого конкурса. Все это потому, что в отрасли оценки отсутствуют единые минимальные тарифы на оценочные услуги. К сожалению, Национальный совет, в соответствии с законодательством, не может утвердить своим решением единые минимальные тарифы на оценочные услуги. Будем надеяться, что Профсоюзу и объединению работодателей удастся добиться порядка в вопросах ценообразования при выполнении оценочных работ, учитывая, что эти полномочия находятся полностью в компетенции этих объединений. По крайней мере, в области услуг связи все тарифы на услуги сотовых операторов полностью зависят от отраслевых соглашений, подписанных в отрасли телекоммуникаций. И этот механизм полностью работает», - считает Волков. По его мнению, принятие поправок в предложенном виде может повысить надежность подрядных контрактов, однако снизит конкуренцию со всеми вытекающими последствиями, включая рост коррупционных рисков. ПРЕСС-СЛУЖБА ВСЕРОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА РАБОТНИКОВ ОЦЕНОЧНЫХ, АУДИТОРСКИХ, ЭКСПЕРТНЫХ И КОНСАЛТИНГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ |