Как построить отношения с проверяющими, чтобы защитить бизнес, обсудили участники круглого стола "Налоговая защита интересов бизнеса: практикум для предпринимателя", состоявшегося в Исполкоме Профсоюза.
Эксперты Профсоюза советуют оценщикам, экспертам и аудиторам не облегчать работу проверяющим. В России зарегистрировано 4,5 млн юридических лиц, на которые приходится 10 тыс. проверяющих сотрудников органов внутренних дел. По мнению экспертов Профсоюза, основной причиной проверок является сам факт постановки на учет в налоговом органе и начало предпринимательской деятельности. "Правоохранительные органы убеждены в том, что любое предприятие, в том числе индивидуальные предприниматели, работают, нарушая законодательство, - отметил Тимур Гусейнов, Председатель Исполнительного комитета Профсоюза. - Поэтому проверки полиции носят достаточно напряженный характер". Правоохранительные органы требуют проявлять должную осмотрительность, выбирая контрагентов. Однако сегодня в законодательстве четко не прописано определение "осмотрительности" и "контрагентов". Даже арбитражные суды не могут дать четкого определения этим понятиям. Проблема в том, что практически каждая организация может быть признана недобросовестным контрагентом и фирмой-однодневкой, потому что существует более ста признаков недобросовестности контрагентов. Есть и положительные сдвиги в налоговом регулировании, считают эксперты Профсоюза. В прошлом году были приняты поправки к статьям 199 и 198 УК РФ, в соответствии с которыми возбуждение уголовного дела против субъекта предпринимательской деятельности возможно только по результатам выездных налоговых проверок и только в том случае, если налогоплательщик не уплатил предъявленные претензии в полном объеме. Председатель Профсоюза Владимир Пискурев рассказал об основных видах оперативно-разыскных мероприятий, нацеленных на соблюдение законодательства о налогах и сборах. "Первая группа мероприятий - запросы. Предпринимателям важно знать, какие существуют запросы, потому что они, как правило, предшествуют выездным налоговым проверкам или мероприятиям, которые называют осмотрами. Они проходят в офисах и включают в себя проверку компьютеров и документации, - пояснил Владимир Пискурев. - Запрос направляется напрямую в организацию, требуются документы взаимодействия с контрагентами. Также требуются общие данные по деятельности компании, в первую очередь это книги покупок. Далее сотрудники полиции направляют запрос в налоговый орган по месту регистрации юридического лица и в банк". Важный процесс - обследование. "Порядок его проведения крайне неприятен. Полицейские, забирая документы, в актах изъятия пишут "счета-фактуры за определенный период" и не дают четкого наименования таких реквизитов как дата, сумма, контрагенты, - говорит Сергей Смирнов, руководитель компании «Налоговое право». - А это несет отрицательные последствия. Практически за всеми проверками полиции следуют мероприятия уже налогового органа, проверки. А они запрашивают первичные документы, которые ранее были изъяты органами внутренних дел. Нарушается порядок учета и хранения первичной документации". Участники круглого стола также получили ряд рекомендаций по хранению документов. В частности, необходимо определить максимальный срок их хранения в офисе организации. Оптимальный - не более квартала. По истечении этого срока документы необходимо вывозить в конфиденциальный архив хранения документов, откуда они не могут быть изъяты без ведома и желания самой проверяемой организации. "Предприятиям, у которых большой документооборот, следует внедрять систему электронного документооборота и вести электронный архив, - Владимир Пискурев. - Необходимо также использовать ЭЦП, криптозащиту и шифры. Также можно использовать программу электронного отключения удаленного доступа к серверу с информацией. Внедрение этих систем часто позволяет избежать возбуждения уголовного дела, поскольку первичная документация в этом случае недоступна". Эксперты Профсоюза убеждены, что при таком хранении документов практически исключена возможность приостановления деятельности предприятия. Участники круглого стола единогласно высказали мнение о необходимости проведения подобных круглых столов хотя бы раз в квартал. ПРЕСС-СЛУЖБА ВСЕРОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА РАБОТНИКОВ ОЦЕНОЧНЫХ, АУДИТОРСКИХ, ЭКСПЕРТНЫХ И КОНСАЛТИНГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ |