Профсоюз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций

03.12.2024 г.
О Профсоюзе
Главная
Поиск
Устав Профсоюза
Вступить в Профсоюз
Новости Профсоюза
Памятные даты
Работа Профсоюза
Информационная справка
Исследования, аналитика
Правовая информация
Конвенция МОТ №98
ФЗ №10 о профсоюзах
Комментарии к ФЗ №10
Создаем профсоюз
Новости законодательства
Комментарии юриста
Правовая инспекция труда
В помощь оценщику
Документы Профсоюза
Договоры, соглашения
Приказы, постановления
Символика
Антикоррупционная экспертиза
Награждения
Центральный комитет
Исполнительный комитет
Общие документы
Социальное партнерство
Отраслевые соглашения
Отраслевая комиссия
Контакты
Контакты и координаты
Общественная приемная

страница: Главная arrow Работа Профсоюза arrow Предложения Профсоюза по приватизации для малого бизнеса

Предложения Профсоюза по приватизации для малого бизнеса

Печать

Президиум Центрального комитета Профсоюза 12 мая 2010 года на своем заседании обсудил актуальные проблемы участия оценочных, аудиторских, экспертных и консалтинговых компаний, попадающих под категорию малого и среднего бизнеса в приватизации государственного и муниципального имущества.

Участники расширенного заседания президиума Профсоюза единогласно пришли к выводу, что нельзя допустить, чтобы небольшие объекты недвижимости приобретались исключительно субъектами крупного бизнеса. Участники заседания обсудили комплекс мер, которые, на взгляд Профсоюза, могли бы позволить повысить эффективность приватизационных процедур, прежде всего для малого и среднего бизнеса.

Обсуждаемые проблемы:

Сегодня организации и предприятия оценочной и аудиторской отрасли, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, которые арендуют в течение двух лет государственные и муниципальные площади, могут их выкупать. Но на практике реализовать свое право они часто не могут или делают это с трудом. Закон работает недостаточно эффективно. За 2009 год субъектами малого и среднего предпринимательства было заключено только 6 тысяч договоров купли-продажи муниципальной и региональной недвижимости, заявили эксперты Профсоюза.

Обсуждаемые причины:
По мнению экспертов Профсоюза, их две.

Первая. В законе указано, что право выкупа не распространяется на имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными предприятиями и учреждениями. Многие муниципальные образования, да и органы госвласти субъектов РФ, для того, чтобы препятствовать выкупу имущества субъектами малого и среднего предпринимательства, создали предприятия и учреждения и передали им все имущество, которое потенциально должно было быть выкуплено. К примеру, муниципальное образование создало муниципальное учреждение по управлению муниципальным фондом и передало ему в оперативное управление все муниципальное имущество. Цель таких действий часто корыстная. Чиновнику выгодно получать официально в бюджет одну сумму в качестве арендной платы, а другую сумму получать в конверте за "стабильность арендных отношений".

Вторая причина. В законе о развитии малого и среднего предпринимательства указано, что субъекты РФ могут формировать перечни имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего бизнеса на льготных условиях. Имущество, включенное в такие перечни, тоже не может быть выкуплено. В некоторых субъектах большая часть имущества была включена как раз в эти перечни. Типичная ситуация в Москве, где фактически закон о выкупе субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими имущества не реализуется. Такую ситуацию, по мнению Профсоюза, надо кардинально менять.

Предлагаемые шаги:

Профсоюз предлагает два конкретных шага, которые помогут воспрепятствовать подобному поведению чиновников.
Первый шаг - распространить право выкупа арендуемого имущества на имущество, которое закреплено за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями. Если в течение длительного времени, и это не два года, как сейчас предусмотрено в законе, а может быть, и пять лет, субъект малого или среднего бизнеса арендует площади у предприятия или учреждения, то есть эти площади не используются предприятием или учреждением для своей уставной деятельности, такой субъект имеет право направить ходатайство в орган по управлению государственным или муниципальным имуществом о том, что он хочет выкупить арендуемое имущество. Уполномоченный орган проводит проверку и устанавливает: да, арендовал, деньги платил, поэтому надо изъять это имущество из хозяйственного ведения или оперативного управления и продать. Данный механизм, безусловно, не универсальный. Могут быть сделаны некоторые исключения, например, для имущества, которое закреплено за вузами или медицинскими учреждениями. Но по общему правилу государственные и муниципальные предприятия и учреждения не должны иметь имущество, которое не используется ими и только сдается в аренду.

Второй шаг - необходимо ввести законодательное ограничение на объем имущества, включаемого в перечни имущества, не подлежащего выкупу и предоставляемого субъектам малого и среднего бизнеса в аренду по льготным ценам. Как правило, льготные цены фиксируются только на бумаге, а на самом деле цены там нормальные, рыночные.

Профсоюз предлагает также предусмотреть механизм, при котором имущество, включаемое в указанные перечни, может выкупаться субъектами малого и среднего предпринимательства с последующим направлением средств от продажи такого имущества на строительство новых объектов для нужд малого и среднего бизнеса.

Эксперты Профсоюза, приглашенные на заседание Президиума, отметили, что сегодня отсутствует эффективный механизм выявления спроса потенциальных инвесторов, который бы отражал заинтересованность организаций, в том числе малых и средних, в определенных объектах, находящихся в государственной собственности. Фактически сегодня чиновник решает, что выставлять на торги, а что нет. По мнению Профсоюза, необходимо создать механизм заявительного порядка приватизации, когда государство фактически открывает перечень всех объектов, которые есть в его собственности и не имеют ограничений к приватизации. Любой хозяйствующий субъект должен иметь возможность выбрать из указанного перечня интересующие его объекты и заявить о своем намерении их приобрести.

Самое главное, что оценочные и аудиторские фирмы должны выступать с инициативой приватизации. Необходимо повысить информационную прозрачность процедуры формирования имущества, выставляемого на торги. Оценщик, аудитор или эксперт, у которого есть денежные средства, чтобы что-то купить, не должен собирать по крупицам информацию о государственных активах, которые ему могут быть проданы. Представителю бизнес-сообщества должна быть предоставлена возможность направить официальную заявку о своем желании приобрести интересующий его объект, которая должна быть в определенный законом срок рассмотрена. И если ответ государственного служащего не устроит заявителя, то должна быть возможность обжалования такого отказа в приобретении имущества. Профсоюз предлагает и далее развивать институт электронных торгов, хотя, безусловно, на 100 процентов они тоже не гарантируют от коррупции. Участники заседания отметили, что необходимо, чтобы перед новым этапом приватизации на сайте уполномоченного государственного органа был опубликован весь перечень возможного к приватизации имущества с указанием его приблизительной стоимости, определенной независимым оценщиком, отраслевой специфики, местонахождения и так далее. Чтобы можно было формировать спрос на эти объекты.

Следует также стимулировать малый и средний бизнес к участию в приватизационных процессах. Профсоюз предлагает рассмотреть возможность снижения размера задатка при подаче заявки на участие в торгах. Сейчас он составляет 20 процентов от начальной цены имущества. Разумеется, изъять из оборота такие денежные средства, разместить на их счетах Росимущества для предпринимателей непросто. Особенно учитывая нехватку денежных средств у оценщиков и аудиторов и ограниченность кредитных ресурсов после кризиса.

Участники совещания считают принципиально важным вопрос о предоставлении малому и среднему бизнесу рассрочки внесения платы за приобретаемое имущество. Сейчас в законе о приватизации есть возможность получить рассрочку на один год только при продаже имущества без объявления цены. В посткризисный период, когда процентные ставки по кредитам высоки, государство должно не столько стремиться заработать как можно больше на приватизации, сколько предоставить инвесторам благоприятные условия для покупки государственного имущества. Кроме того, Профсоюз предлагает правительству и депутатам обсудить дополнительные возможные формы финансирования при приватизации субъектов малого и среднего бизнеса, такие как льготное кредитование, субсидирование процентных ставок по кредитам.

Профсоюз предлагает ввести новый способ приватизации - создание на базе государственного предприятия общества с ограниченной ответственностью. Сейчас на базе имущества унитарных предприятий создаются только акционерные общества. Общество с ограниченной ответственностью является наиболее удобной организационно-правовой формой для малого и среднего бизнеса, и это позволит сократить расходы малого и среднего бизнеса, связанные с соблюдением установленных законом требований к акционерным обществам.

Участники заседания Президиума Профсоюза постановили:
по итогам заседания направить предложения от Профсоюза в адрес Минэкономразвития России.

ПРЕСС-СЛУЖБА
ВСЕРОССИЙСКОГО ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
АУДИТОРСКИХ, ОЦЕНОЧНЫХ, ЭКСПЕРТНЫХ
И КОНСАЛТИНГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 
« Пред.   След. »