2-го апреля 2010 года Президиум ЦК Всероссийского Профсоюза работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций на своем заседании заслушал результаты работы комиссии Профсоюза по взаимодействию с законодательными органами исполнительной власти.
Комиссия отчиталась по результатам и по ситуации с принятием законопроектов "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части ограничения срока пребывания на руководящей должности" и "О внесении изменений в Налоговый кодекс в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения". По мнению Профсоюзной комиссии, многие положения рассматриваемых законопроектов носят неоднозначный характер и ущемляют интересы оценочного и аудиторского сообщества. Пояснение по первому рассматриваемому законопроекту:Ряд депутатов ЛДПР во главе с Владимиром Вольфовичем Жириновским внесли в Госдуму проект поправок к законам, которые ограничивают пребывание срока на руководящей должности госоргана, госпредприятия, общественной организации и бизнес-структур до 15 лет. Такие изменения, в реальность поддержки которых мало кто верит, уместны только на государственной службе, а долгожители-руководители массово встречаются лишь в оборонном комплексе. Особую озабоченность у Профсоюза вызвало предложение законодателей ограничить пребывание срока на руководящей должности руководителей общественных объединений, которыми являются все саморегулируемые организации, объединяющие оценщиков и аудиторов. Рассматриваемый законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части ограничения срока пребывания на руководящей должности" внесен в Госдуму группой депутатов во главе с Владимиром Вольфовичем Жириновским. Проект поправок к Трудовому кодексу, закону о государственной службе и Гражданскому кодексу предлагает ограничить 15 годами пребывание лица на посту руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера и руководителя структурного подразделения. С каждым из них предлагается заключать договор сроком на пять лет с общим сроком пребывания в этой должности не более 15 лет. У Профсоюза вызывает недоумение, что законодатели хотят влезть в процесс общественных объединений (профсоюзов и т.д.) и заставить общественность устанавливать выбранные сроки в строгих законодательных рамках. Эксперты Профсоюза, осуществляющие работу по взаимодействию Профсоюза с органами законодательной власти напомнили Президиуму, что идея ротации впервые была обнародована применительно к лидерам парламентских партий президентом Дмитрием Анатольевичем Медведевым в послании 2008 года. При этом сам лидер ЛДПР Владимир Вольфович Жириновский заявил о готовности покинуть свой пост (который он занимает 20 лет) - но только вместе с главами других парламентских партий. Технологии кадрового омоложения не нашли поддержки у Президиума Профсоюза. Все, что касается государственной службы, государство вправе регулировать,- общественные же организации (СРО), в соответствии с законодательством, руководствуются собственными уставами. И это личное дело СРО - вносить или нет в уставы сроки ограничения по пребыванию в той или иной должности. Текучка кадров - везде негативный процесс. Не надо искусственно усложнять работающие процессы. Акционерам виднее, на какой срок назначать на руководящие посты управленцев. И как быть с Русской православной церковью, где патриарх избирается пожизненно? И как быть с профсоюзами, которые неподотчетны и неподконтрольны государству? По информации, полученной Профсоюзом из достоверных источников, в аппарате правительства отнеслись к инициативе лидера ЛДПР весьма равнодушно. "В Белом доме столько на постах не живут",- заявил источник Профсоюза, пояснив, что до недавнего времени средний срок деятельности правительства не превышал четырех лет. Сейчас в среднем руководящем звене Белого дома нет сотрудников с 15-летним стажем, а аппараты вице-премьеров вообще нанимаются "на срок исполнения обязанностей" их руководителей. По первому вопросу рассматриваемого законопроекта принято решение: поручить Исполнительному комитету Профсоюза подготовить обращение и экспертное заключение по недопустимости ограничения срока выборных органов СРО посредством законодательных инициатив, направить свое мнение в адрес разработчиков законопроекта; обратиться посредством возможностей отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», в котором состоят сотрудники Исполкома Профсоюза с просьбой учесть мнение отделения партии и направить свое мнение в адрес Генерального совета партии.
Пояснение по второму рассматриваемому законопроекту:Минфин учел предложения Профсоюза по поводу готовящегося к принятию Госдумой законопроекта об ужесточении контроля за применением трансфертных цен. Эксперты Профсоюза доложили Президиуму, что вчера, 1 апреля 2010 года, заместитель Министра финансов РФ Сергей Шаталов сообщил, что при втором чтении проекта в него будут внесены поправки, освобождающие компании от штрафов за нарушение новых правил в течение первых двух лет их действия - в 2011 и 2012 годах. Введение моратория на штрафы означает, что Министерство финансов услышало доводы Профсоюза и предвидит трудности применения подготовленных им новаций на практике. Эксперты Профсоюза доложили Президиуму ЦК, что законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" вызревал в Минфине почти десять лет и в феврале 2010 года был принят Госдумой в первом чтении. Документ должен вступить в силу 1 января 2011 года. В Налоговый Кодекс планируется ввести обширный раздел о взаимозависимости лиц и методах проверки цен на "рыночность". На внутреннем рынке "под колпак" Федеральной налоговой службы (ФНС) попадут сделки взаимозависимых лиц годовым объемом более 1 млрд руб., а также на меньшую сумму в случае, если одна из сторон применяет налоговый спецрежим или же речь идет о сделках с сырьем. Внешнеторговые сделки попадут под контроль в случае, если они совершаются с биржевыми товарами (нефть, металлы, драгоценные камни) или заключаются с резидентами офшоров. Организации будут обязаны копить документы по таким сделкам и раз в год предоставлять их в ФНС. Если документов не будет и налоги будут уплачены с цены, признанной нерыночной, компанию ждут доначисления и уплата штрафа в размере 40% от утаенной суммы. По мнению экспертов Профсоюза, остается неучтенным наше предложение, разъясняющее, что в России в течение последних 15 лет функционируют «институты оценки» и оценщики имеют все законодательные основания определять рыночную стоимость всех сделок. Минфин согласился с некоторыми доводами экспертов Профсоюза и ко второму чтению законопроекта представит Госдуме поправки о том, что в первые два года применения закона (2011-2012) штрафные санкции к компаниям применяться не будут. Это необходимо, чтобы налогоплательщики смогли адаптироваться к закону, который господин Шаталов ранее называл "одним из самых сложных для понимания". Министерство финансов, как разработчик закона, планирует, что в центральном аппарате ФНС будет создано спецподразделение со штатом 20-30 человек - максимально компетентные специалисты, экономисты и юристы, которые будут начинать контроль с самых крупных, самых серьезных сделок, по которым есть потенциальные риски, которым будет предоставлено право определять рыночную стоимость сделок. Тогда зачем нужны вообще независимые оценщики? Этот вопрос Профсоюз адресовал Минфину. Эксперты Профсоюза доложили Президиуму, что ко второму чтению Минфин готов также подправить критерии взаимозависимости лиц. В редакции первого чтения проект относит к ним все госкомпании с долей государства более 20% - то есть "Газпром", "Аэрофлот", "Роснефть", Сбербанк. На деле, взаимозависимости между ними нет и эта норма нуждается в корректировке. По второму вопросу рассматриваемого законопроекта принято решение: поручить Комиссии по независимой экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов на коррупциогенность Профсоюза (отв. Н.В. Первушин), взять на особый контроль рассматриваемый законопроект, подготовить заключение по данному законопроекту на предмет коррупциогенности и официально направить в адрес Минфина.
ПРЕЗИДИУМ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ВСЕРОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАБОТНИКОВ АУДИТОРСКИХ, ОЦЕНОЧНЫХ, ЭКСПЕРТНЫХ И КОНСАЛТИНГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ |